Тем не менее, к началу апреля 1940 года завод № 37 собрал три первых серийных танка Т-40, которые в документах иногда именовались «опытными образцами». С 27 апреля по 11 июня 1940 года войсковой комиссией Автобронетанкового управления проводились ходовые испытания двух опытных Т-40 2-й улучшенной серии на Кубинском научно-испытательном полигоне АБТУ КА. И хотя их результаты тоже в основном оказались удовлетворительными, особо отмечалось явление продольного раскачивания - дорожный резонанс, с которым тогда справиться не удалось.
Серийный легкий танк Т-30. |
Работоспособность двигателя ГАЗ-202 ввиду хронического перегрева, особенно масла, все же оставалась недостаточной. Падало давление в системе смазки, выкрашивались шатунные подшипники, ломались поршневые кольца, пробивались прокладки головки блока цилиндров, выходили из строя агрегаты электрооборудования, чаще всего экранированные свечи. Был затруднен запуск двигателя. Это показывает, как тяжело и далеко не сразу, несмотря на все принимаемые меры, адаптировался автомобильный мотор, даже хороший и надежный, к тяжелой работе в танке. Перед ГАЗом поставили задачу довести ресурс двигателя до 3000 км пробега к осени 1940 года и 6000 км - к 1941 году. В конечном счете ее удалось решить. В ходе испытаний выявилась и низкая долговечность траков гусениц, которые выпускал Сталинградский тракторный завод. Ему же было предписано доработать конструкцию и технологию изготовления траков для достижения ресурса не менее 3000 км пробега - к 15 сентября 1940 года, а к январю 1941 года - не менее 6000 км. Эта задача оказалась трудноразрешимой, и полностью выполнить ее не удалось. Впрочем, как потом выяснилось, такой ходовой ресурс в боевых условиях оказался не нужен.
9 июля 1940 года оба Т-40 были отправлены на ГАЗ имени Молотова для проведения работ по доводке двигателя.
8 августа 1940 года нарком среднего машиностроения Лихачев подписал секретный приказ № 176 сс «О доводке танка Т-40», которым предписывалось устранить выявленные дефекты «в целях обеспечения Красной Армии надежным и высококачественным танком Т-40». В этом же месяце завод № 37 начал серийное производство нового плавающего танка, изготовив 6 машин (3 линейных и 3 радийных).
С 11 сентября по 15 октября того же года семь серийных танков Т-40 участвовали в «длительном пробеге с форсированием рек по маршруту Москва - Смоленск - Минск - Киев - Брянск - Москва с 1940 года протяженностью 2950 км» с целью определения боевых и эксплуатационных характеристик.
По результатам всех этих испытаний в конструкцию танка Т-40 было внесено большое количество изменений, позволивших повысить надежность работы машины. Однако план по производству танков Т-40 в 1940 году завод № 37 выполнить не сумел - вместо 100 машин удалось изготовить только 41 (35 линейных и 6 радийных) и 3 опытных образца (опытные образцы в войска не поступали). Причем первые Т-40 были отправлены в воинские части только в декабре 1940 года.
В первом полугодии 1941 года конструкторская работа на заводе № 37 была направлена на доработку узлов и деталей серийного Т-40 с целью облегчения конструкции плавающей машины и повышения срока службы отдельных деталей и машины в целом.
До июня 1941 года цеха завода покинул 151 танк Т-40, еще 41 машину изготовили в июне. 17 июля 1941 года было подписано постановление Государственного Комитета Обороны № 179 сс «О выпуске легких танков Т-60 на заводе № 37 Наркомсредмаша», в котором говорилось:
«1). Разрешить Народному комиссариату среднего машиностроения (завод № 37) выпускать на базе танка-амфибии Т-40 сухопутный танк Т-60 в тех же габаритах, с тем же вооружением, что у танка Т-40. Разрешить в связи с утолщением брони корпус танка изготавливать из гомогенной брони, равнопрочной по пулестойкости.
2). В связи с этим прекратить с августа месяца на заводе № 37 производство танков-амфибий Т-40 и тягачей «Комсомолец».
Схема бронирования Т-40С
Однако для разработки нового сухопутного танка требовалось время, а обстановка на фронте требовала все большего числа боевых машин. Поэтому по инициативе начальника научно-технического, комитета ГБТУ Красной Армии генерала С. Афонина завод пошел на упрощение конструкции Т-40, превратив его из плавающего танка в сухопутный. С машины демонтировали все водоходное оборудование (гребной винт с приводом, коробку отбора мощности, рули, трюмный насос, теплообменник), а также пол боевого отделения и моторную перегородку. В литературе такие машины часто именуются как Т-40С («сухопутный»), однако в документах завода № 37 этот индекс не встречается. Выпуск таких машин начался во второй половине июля, причем на части этих танков использовали корпуса плавающих Т-40 (с нишей для гребного винта).
Для усиления огневой мощи Т-40 тульское ОКБ-15, руководимое Б.Г.Шпитальным, в инициативном порядке предложило в июле 1941 года установить на нем свой скорострельный 7,62-мм авиапулемет ШКАС (или два спаренных), не имевший, однако, кроме высокого темпа стрельбы при малой массе секундного залпа (0,288 кг/с) и ничтожной дульной энергии каких-либо преимуществ перед штатной установкой. Эта работа была отменена распоряжением Наркомата вооружения как явно не эффективная.
В том же июле 1941 года Наркомат вооружения дал задание на установку в башне танка Т-40 более мощной серийной 23-мм автоматической пушкой ПТ-23ТБ конструкции Я.Г.Таубина и М.Н.Бабурина созданной на основе авиационной пушки МП-6, которая была разработана в ОКБ-16 А.Э.Нудельманом. К сожалению, испытания ее путем отстрела 4 августа дали отрицательный результат.
Схема бронирования Т-30
Начиная с августа 1941 года кормовой лист корпуса стали делать прямым, без ниши винта, а за счет массы ликвидированных водоходных агрегатов увеличили, хотя и незначительно - до 15 мм, толщину лобового и бортовых листов корпуса и до 20 мм - листов подбашенной коробки, бортов башни и маски спаренной установки. Конструкция корпуса, применительно к условиям военного времени, стала более рациональной и полностью сварной из гомогенной (однородной) брони. Но в целом конфигурация его не изменилась, машина оставалась такой же высокой, как и Т-40, что повышало ее уязвимость на поле боя, хотя по своей бронезащищенности она уже не уступала распространенному в РККА 10-тонному Т-26 и имела более высокую среднюю скорость по местности. Так как этот вариант танка носил заводской индекс 030, то его неофициально иногда называли Т-30. Начиная с сентября 1941 года на некоторых серийных Т-30 уже устанавливалась автоматическая 20-мм пушка ШВАК-танковая (боекомплект - 750 снарядов), еще находившаяся в стадии доработки, в спаренной установке с пулеметом ДТС (1512 патронов в 24 магазинах). Всего в 1941 году было изготовлено 443 танка Т-40 трех разновидностей, которые в войсках не подразделялись, а в отчёте завода №37 были показаны общей графой. Всего за время производства танка было произведено
487 машин всех модификаций.
Боевое применение плавающих танков
Т-40, к началу войны, в войсках было немного, и они были недостаточно освоены экипажами: на 1 июня 1941 года в войсках находилось 132 Т-40, из которых эксплуатировалось 18 машин (главным образом в учебных заведениях). Например, в Киевском Особом военном округе, где Т-40 было больше всего, в эксплуатации был лишь один танк из 84.
В механизированных корпусах количество плавающих танков было очень невелико. По штату, в корпусе должно было быть 17 амфибий, но зачастую их не было вовсе. Исключение составлял только 6-й мехкорпус Западного Особого военного округа, в котором имелось 110 плавающих танков!
Большая часть плавающих танков приграничных военных округов была потеряна в первые же недели войны. Например, из 88 танков Т-40, имевшихся в частях Юго-Западного фронта к 22 июня 1941 года, к 17 июля осталось лишь 4 машины.
К сожалению, в архивах не удалось обнаружить каких-либо ярких боевых эпизодов с участием плавающих танков. Единственным исключением может служить донесение политотдела Юго-Западного фронта, датированное 4 июля 1941 года, которое приводится полностью:
«В течение 25-30 июня 1941 года, разведывательный взвод плавающих танков под командованием тов. Жигарева, был придан для обеспечения поддержания связи батальона тов. Федорченко со стрелковым полком тов. Лифанова.
29 июня в 8.40, доставляя приказ наштаполка, на опушке леса северо-восточнее с. Вагоны, взвод тов. Жигарева столкнулся с группой немецких танков и пехоты, прорвавшихся с юго-востока. Используя малые размеры своих танков, тов. Жигарев произвел смелую атаку спешно окапывающейся группы немецкой пехоты и расчета артиллерийского орудия, рассеяв их по окрестности пулеметным огнем своих трех танков с трех направлений. После чего взвод подвергся нападению двух немецких пулеметных танкеток, открывших массированный огонь из засады, прикрывая беспорядочный отход собственной пехоты.
Тов. Жигарев принял бой, и в течение приблизительно 15-20 минут, маневрируя, вел безуспешный обстрел немецких танкеток из пулеметов своих танков, получая в ответ такие же бесполезные удары немецких пуль. Видя тщетность таких попыток, тов. Жигарев принял решение использовать трофейную противотанковую пушку, развернув ее в сторону противника и произведя из нее 10-12 выстрелов. Один из снарядов пробил борт немецкой головной танкетки под башней и поджег ее. Оба немецких танкиста сгорели внутри. Вторая танкетка, используя дымовую завесу, скрылась в южном направлении. С нашей стороны потерь не было.
Выводы:
1. Тов. Жигарев продемонстрировал хорошее знание трофейной матчасти и проявил смекалку на поле боя.
2. Пулеметные танки бесполезны при столкновениях с вражескими танками и иными бронемашинами. Желательно включение в группы обеспечения связи и разведки не менее одной машины, вооруженной пушкой, или противотанковую пушку на механической тяге».
Из-за больших потерь в танках Т-40 приходилось использовать в боях как сухопутные машины. Естественно, они несли при этом большие потери. Примером этому могут служить действия 216-го танкового полка 108-й танковой дивизии Брянского фронта.
Вечером 29 августа 1941 года дивизия была включена в оперативную группу генерал-майора Ермакова (141-я танковая бригада и 4-я кавалерийская дивизия) и получила приказ нанести удар по противнику «в общем направлении Груздова, Романовка. Погар, Гринево, Дохновичи, Ново-Млынка, Воронок, Железный Мост, Машево, Шостка». К этому моменту в составе 216-го танкового полка дивизии имелось 5 KB, 32 Т-34 и 25 Т-40. В 6 часов утра 30 августа двумя колоннами главные силы 108-й дивизии перешли в наступление, вступив в бой с частями 17-й танковой дивизии немцев в районе Чеховка, Карбовка.
Тактико-технические характеристики лёгкого танка Т-40 |
Год выпуска
1939 | |
Экипаж
2 | |
Масса, кг
5500 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
4,03
2,23
1,9 | |
Клиренс, м
0,3 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,46 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 6-9 мм
Борт корпуса 6-9 мм
Башня 10 мм
Корма 6-9 мм
Крыша 6 мм
Днище 6 мм
| |
Вооружение
12,7-мм пулемёт ДШК.
7,62-мм пулемет ДТ. | |
Боезапас
500 патронов
2016 патронов | |
Двигатель
"ГАЗ-11", 70 л.с. (51,5 кВт)
6-цилиндровый | |
Коробка передач
4 вперёд и 1 назад | |
Запас топлива, л
207 | |
Расход топлива л/100 км
по шоссе - 58
по грунту - 112 | |
Запас хода, км
по шоссе - 300
по грунту - 185 | |
Макс. скорость, км/ч
по шоссе - 45
на воде - 6 | |
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
ров, м
стенка, м
34
1,7
0,6 | |
Выпущено, шт
487 | |
Артиллерийским огнем и ударами авиации атака наших танков была остановлена, а в 19-00 немцы перешли в контратаку, отбросив 216-й танковый полк в исходное положение. В результате боя «авиацией противника было повреждено 50 % артиллерии, 9 транспортных машин; артиллерийским огнем сожжено: 1 танк KB, 3 танка Т-34,5 танков Т-40». Потери противника составили 12 автомашин, 8 орудий, 4 танка и до 500 человек пехоты.
Утром 31 августа немецкие танки при поддержке авиации и пехоты предприняли сильную контратаку и к вечеру части 108-й танковой дивизии оказались в окружении. Наши потери за день составили 1 KB, 11 Т-34 и 8 Т-40, немцы потеряли 14 орудий и 23 танка.
В течение 1-3 сентября части дивизии вели тяжелые бои в окружении, потеряв 13 Т-34, 4 Т-40. В ночь с 3 на 4 сентября из-за отсутствия боеприпасов и горючего (тылы были отрезаны, а имевшиеся запасы израсходованы), командир 108-й танковой дивизии решил вывести свои части из окружения.
Прорыв осуществлялся в районе Брусничный. В ходе боя был разгромлен немецкий штаб, захвачен 1 средний танк, документы, вещевое имущество и продовольствие, уничтожено 19 автомашин, 6 мотоциклов, 2 танка, убито 15 офицеров и много солдат. Всего из окружения вышло 2 KB, 7 Т-34, 2 Т-40, 3 БА-10, 3 БА-20, 11 орудий и 1200 человек личного состава.
Довольно широко Т-40 применялись в битве под Москвой зимой 1941/42 года, где наиболее эффективными оказались на лесисто-болотистых участках местности, ограниченно проходимой для других, более тяжелых боевых машин. Водоходное оборудование на Т-40 в боевой обстановке практически не использовалось и даже мешало. На боевых возможностях сказывалась и перегруженность малочисленного экипажа, особенно стрелка-командира. Маневренность и надежность машины нареканий не вызывали. Достаточной для поддержки пехоты была и ее огневая мощь, а после появления новых 12,7-мм патронов с бронебойно-зажигательной пулей БС-41 повысились и возможности танка в борьбе с легкобронированными целями.
К весне 1942 года Т-40 имелось считанные единицы (это вполне объяснимо - их изготовили значительно меньше, чем Т-37А и Т-38, и почти все Т-40 сразу поступали на фронт).
К началу советского наступления под Харьковом (12 мая 1942 года) на Юго-Западном фронте имелся 1 (один!) единственный Т-40, находившимся на тот момент в составе 71-го отдельного танкового батальона.
К середине 1942 года Т-40 практически исчезли из боевых частей. Хотя позже, при наступлении Красной Армии они могли бы принести большую пользу при форсировании крупных рек, особенно Днепра (осенью 1943 года), что позволило бы резко сократить потери при переправах. Именно поэтому для облегчения форсирования Свири, в июне 1944 года пришлось собирать по фронту уцелевшие, хотя и безнадежно устаревшие плавающие танки Т-38.
В качестве учебных машин уцелевшие Т-40 использовались в войсках до 1946 года.
Трофейные плавающие танки Т-40 использовались и в частях вермахта, но в весьма небольших количествах. Главным образом они несли службу охраны в тылу, но иногда включались как внештатные машины в состав разведывательных батальонов пехотных дивизий.