Отделение управления, как и на танке Т-34-85, расположено в левой носовой части корпуса танка. В нем размещены: сиденье механика-водителя, слева - рукоятка ручного привода к топливному насосу, рычаг левого бортового фрикциона, щиток с манометром масла и тахометром, спидометр и бортовой смотровой прибор. Впереди сиденья размещены: педаль главного фрикциона, педаль ножного привода к топливному насосу, педаль горного тормоза, передний смотровой прибор, две лампочки габаритной сигнализации, магазины для пулемета и часть ЗИП.
Опытный образец №1 танка Т-44 с 85-мм пушкой Д-5Т. Февраль 1944 года. |
Справа от сиденья размещены: курсовой пулемет, рычаг правого бортового фрикциона с кнопкой электроспуска курсового пулемета, кулиса коробки передач и ящик для инструмента. Правая носовая часть корпуса танка отделена от левой продольной перегородкой. Слева от перегородки расположены: редукционный кран воздухопуска, тумблер электроспуска пулемета, щиток с кнопкой стартера, щиток с манометром масла гитары и аэротермометрами для воды и масла, щиток электроприборов, выключатель "массы", аппарат ТПУ и стеллаж аккумуляторных батарей с блоком защиты аккумуляторов. За продольной перегородкой установлены: два топливных бака с общим щупом замера топлива, боеукладка для снарядов, два баллона со сжатым воздухом и реле пуска стартера. В крыше корпуса отделения управления находится люк механика-водителя со смотровым прибором МК-4 и щиток с плафоном аварийного света.
В компоновке отделения управления был внедрен ряд технических решений, более оригинальных и смелых, чем те, что доминировали в середине 1940-х гг.
Первое из них касается обеспечения обзорности механика-водителя. Люк механика-водителя предназначался не только для входа и выхода, но и для наблюдения за местностью. В наружном погоне, закрепленном в подбашенном листе, вращается на шариках внутренний погон люка с приваренным к нему основанием смотрового прибора МК-4. На внутренний погон опирается крышка люка, вращающаяся вместе с ним. Погон с основанием перископа фиксировался в трех положениях. Первое положение - люк закрыт, МК-4 расположен впереди по ходу танка, механик-водитель ведет наблюдение через перископ. Этот режим наблюдения использовался на маршах при закрытом люке механика-водителя, тем самым обеспечивался угол обзора по горизонтали в 116 градусов и имелся дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и мертвым пространством в 7 м. Второе положение - люк закрыт, МК-4 расположен справа по ходу танка, механик водитель ведет наблюдение через смотровую щель. Этот режим использовался для наблюдения за полем боя "по-боевому". Тем самым обеспечивался угол обзора по курсу танка в 37 градусов, дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и справа - через призменный прибор МК-4, который при повороте башни на правый борт давал угол обзора до 180 градусов. Третье положение - люк открыт, МК-4 расположен сзади, сиденье механика-водителя приподнято и механик-водитель ведет наблюдение непосредственно через открытый люк. Этот режим наблюдения использовался на маршах при открытом люке. Таким образом, обзор механика-водителя был намного улучшен, по сравнению с танком Т-34, и адекватен обзору из современных танков.
Второе новшество - сохранение сложившейся традиции установки в танке курсового пулемета. Несмотря на исключение из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет был сохранен. Пулемет был жестко закреплен в лобовой броне корпуса справа от механика-водителя. Механик-водитель вел огонь, ориентируясь через смотровой прибор по трассерам пуль.
Третьей особенностью является удачное расположение аккумуляторных батарей. Тот, кто не занимался на "тридцатьчетверке" заменой аккумуляторов, которые были размещены в нишах моторно-трансмиссионного отделения по обе стороны двигателя, не сможет оценить это удобство Т-44. Ведь на Т-34 в тесноте и в темноте установить, закрепить и соединить клеммы четырех деревянных ящиков весом до 60 кг каждый без непечатных выражений было невозможно. На новой машине они были расположены за перегородкой справа от механика-водителя, тем самым обеспечивался хороший доступ со стороны боевого отделения.
Кроме того, был изменен традиционный порядок размещения педалей механика водителя, который упорно сохраняется до настоящего времени - левая педаль главного фрикциона, средняя горного тормоза и правая подачи топлива двигателя. На танке Т-44 педали размещены в следующей последовательности: педаль главного фрикциона, педаль подачи топлива и педаль горного тормоза - возле правого рычага бортового фрикциона. Хотя в руководстве по устройству танка Т-44 педаль горного тормоза так и названа, но на самом деле она выполняла функции стояночного тормоза. Эта педаль только фиксировала рычаги поворота танка во втором положении, тем самым танк находился в заторможенном положении. Этой педалью притормаживать танк в движении было невозможно. Здесь применено "промежуточное" (между средними и тяжелыми танками) конструкторское решение. На тяжелых танках рычаги управления поворотом танка фиксировались во втором положении кнопками на торцах рычагов управления, а на танке Т-44 для этого использовалась педаль горного тормоза.
На танке Т-44 также обновлена компоновка боевого отделения. Главное изменение коснулось устранения "подпольной" боеукладки боеприпасов в ящиках на полу боевого отделения - на танкеТ-34-85 было крайне неудобно брать снаряды, натыкаясь на стреляные гильзы. Поэтому основные изменения коснулись размещения боеприпасов. Артиллерийские выстрелы находятся в специальных укладках в корпусе и башне танка: в башне на правом борту - 2; в нише башни - 16; на правом борту корпуса - 5; на левом борту корпуса - 5; в правой носовой части корпуса - 30. При общем сокращении внутреннего объема танка его боекомплект уменьшился по сравнению с танком Т-34-85 всего на два снаряда (это не имело существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстрелов. В остальном компоновка боевого отделения была сохранена как и на танке Т-34-85. В боевом отделении размещены: 85-мм пушка, спаренный с ней пулемет ДТМ, прицельные и смотровые приборы, подъемный механизм пушки, поворотный механизм башни, мотор поворота башни, радиостанция, ТПУ, вентилятор боевого отделения, плафоны освещения башни, щиток с предохранителями электрооборудования, два огнетушителя, часть ЗИП и три сиденья для экипажа. Сиденье заряжающего - справа от пушки; сиденье командира орудия - слева от пушки; сиденье командира танка - за сиденьем командира орудия.
Наиболее революционные решения были внедрены в компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Главное здесь: двигатель размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек; в трансмиссии танка применили новый агрегат - гитару, передающую усилие от двигателя к коробке передач, расположенной параллельно двигателю. Поворот двигателя помог решить многие задачи. Значительное уменьшение длины моторно-трансмиссионного отделения позволило сместить башню назад, тем самым улучшить центровку машины. Избавление от конической пары в коробке передач позволило выполнить ее более компактной, улучшить управление бортовыми фрикционами и тормозами.
В моторно-трансмиссионном отделении, за моторной перегородкой, размещены два топливных бака, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, ручной маслоподкачивающий насос, топливный фильтр грубой очистки, масленка водяного насоса и рукоятка слива воды из системы охлаждения. Доступ к приборам открыт со стороны боевого отделения. За топливными баками, перпендикулярно продольной оси танка, на подмоторной раме установлен двигатель.
Танк Т-44. Вид сзади – сверху. |
У правого борта корпуса танка установлена гитара. На специальном кронштейне корпуса гитары - стартер. Справа от стартера смонтированы два воздухоочистителя. За двигателем размещены коробка переменных передач с главным фрикционом и приводом к вентилятору системы охлаждения двигателя, бортовые фрикционы с тормозными лентами и бортовые передачи. Над коробкой переменных передач шарнирно подвешен водяной радиатор, позади него установлен вентилятор системы охлаждения двигателя, привод которого смонтирован на картере коробки передач. Масляный бак с краном-редуктором и масляный радиатор системы смазки двигателя расположены в левом заднем углу корпуса танка. Тяги приводов управления коробки передач, главного и бортовых фрикционов размещены по левому борту танка.
Однако закон сохранения справедлив повсеместно - пришлось изменять конструкцию существующих агрегатов. В первую очередь это коснулось танкового дизеля. Необходимо было перекомпоновать навесные агрегаты двигателя и адаптировать его под новые системы обеспечения. Это было связано с уменьшением высоты корпуса машины на 300 мм, двигатель В-2-34 в такой корпус не помещался.
Различают 12 конструктивных отличий нового двигателя В-44 (такой индекс он приобрел) от В-2-34:
- нижний картер уширен и имеет продольные ребра для повышения жесткости и лучшего охлаждения масла;
- водяной насос вынесен на правую стенку нижнего картера, вместо двух всасывающих патрубков для приема воды изготовлен один увеличенного диаметра;
- все три секции масляного насоса расположены в одной плоскости внутри нижнего картера, производительность насоса увеличена;
- переработана конструкция приводов масляного и водяного насосов в связи с изменением их месторасположения;
- высота двигателя уменьшена до 921 мм благодаря изменению месторасположения водяного и масляного насосов;
- топливный насос высокого давления НК-1 оборудован всережимным регулятором РНК-4 с корректором подачи топлива;
- муфта привода топливного насоса высокого давления выполнена в виде жесткой втулки со шлицами;
- топливоподкачивающая помпа смещена вверх и повернута на 90 градусов вместе с деталями, сопряженными с ней;
- привод тахометра расположен с левой стороны нижнего картера, выше топливоподкачивающей помпы;
- дренажная трубка масляной системы подводится с правой стороны нижнего картера и соединяется с картером посредством штуцера;
- всасывающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны передачи;
- откачивающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны носка двигателя.
Вместе с тем, поворот двигателя несколько усложнил трансмиссию введением дополнительного редуктора - гитары и привода вентилятора.
Гитара - это промежуточный агрегат, связывающий двигатель с коробкой переменных передач через главный фрикцион и обеспечивающий поворот передающих усилий на 180 градусов. Гитара установлена в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль правого борта на кронштейнах, приваренных к днищу корпуса, что дало возможность скомпоновать коробку передач параллельно двигателю.
Конструктивно гитара состоит из картера, ведущего вала, промежуточной шестерни, ведомого вала и масляного насоса с приводом. Ведущий вал гитары соединен с маховиком двигателя зубчатой муфтой. Ведущая шестерня, сидящая на шлицах этого вала, через промежуточную шестерню передает вращение ведомой шестерне, сидящей на шлицах ведомого вала. Ведомый вал, соединенный с ведущим фланцем главного фрикциона, приводит во вращение ведущие детали главного фрикциона.
Гитара имеет принудительную систему смазки с собственным шестеренчатым насосом, эта система включена в систему смазки двигателя. Характерной особенностью гитары является то, что она представляет собой шестеренчатый повышающий редуктор с передаточным отношением 0,695, это позволило за счет уменьшения передаваемых усилий в трансмиссии несколько уменьшить габариты коробки передач.
Достаточно сложной получилась и конструкция привода вентилятора системы охлаждения. Он состоит из передаточного механизма привода, привода, фрикциона и лопаточного колеса вентилятора. Передаточный механизм смонтирован в коробке переменных передач, а привод вентилятора - на картере коробки передач. При работе двигателя вращение коленчатого вала передается через гитару и соединительную муфту главного фрикциона зубчатому ведущему фланцу главного фрикциона, который соединен с валиком передаточного механизма привода, расположенным внутри ведущего вала коробки передач. От валика передаточного механизма привода вращение передается ведущей шестерне, вращающейся на подшипниках хвостовика ведущего вала коробки передач, и затем промежуточной шестерне. Промежуточная шестерня передаточного механизма привода передает вращение через цилиндрическую шестерню поперечному валу и через коническую пару - продольному валу коробки привода вентилятора. Продольный вал через соединительный валик привода вращает ведущую ступицу фрикциона вентилятора вместе с ведущим диском трения. Ведущий диск трения постоянно прижат к ступице вентилятора нажимным диском (под действием пружин); благодаря силе трения, возникающей между ними, ведущий диск передает вращение ступице вентилятора и вентилятору. Фрикцион вентилятора предохраняет детали привода и вентилятор от поломок при резком изменении числа оборотов двигателя.
Столь сложная конструкция привода вентилятора оправдана тем, что вентилятор должен вращаться независимо от того, включен или выключен главный фрикцион или передача в коробке переменных передач.
Претерпели конструктивные изменения и воздухоочистители системы питания двигателя. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке установлено два очистителя типа "мультициклон". Они размещены в моторном отделении у правого борта корпуса над гитарой. Доступ к воздухоочистителям - через люк крыши над двигателем.
Изучение материальной части среднего танка Т-44 слушателями ВА БТ и МВ. |
Разряженный в цилиндрах двигателя воздух проходит через всасывающие коллекторы к входным отверстиям воздухоочистителя. Образующееся свободное пространство быстро заполняется наружным воздухом, который, войдя в очиститель, одновременно совершает круговые движения и опускается по спиральным направляющим. У обреза коротких трубок воздух с большой скоростью изменяет направление движения. При этом тяжелые и легкие частицы пыли по инерции опускаются вниз и попадают в бункер. Затем воздух проходит через кассету с промасленной канителью, где дополнительно очищается от пыли. Характерной конструктивной особенностью воздухоочистителей Т-44 является то, что увеличен объем бункеров для сбора пыли и кассеты расположены вертикально.
Необходимо отметить еще несколько положительных компоновочных решений, которые были внедрены на новом танке:
- шарнирная подвеска водяного радиатора над коробкой переменных передач, он поднимался и поворачивался вместе с броневой крышей трансмиссии, открывая хороший доступ как к двигателю, так и ко всем агрегатам трансмиссии;
- ходовая часть танка получила торсионную подвеску, которая обеспечила лучшую плавность хода по неровностям по сравнению с танком Т-34-85. Однако гусеницы для новой машины были заимствованы у ее предшественницы. Т-44 стал последним отечественным танком с гусеницами гребневого зацепления. Но механизм натяжения их был значительно улучшен. У танка Т-34 для натяжения гусеницы необходимо отвернуть две гайки кривошипа направляющего колеса, находящиеся внутри корпуса танка, и ударами кувалды выбить кривошип из зацепления с корпусом. После натяжения гусеницы кувалда также была нужна для посадки кривошипа на место. В операции натяжения гусеницы участвовало до трех человек под мерные звуки кувалды и нелитературные выражения. У танка Т-44 стопорная гайка кривошипа направляющего колеса предназначена также и для стопорения и вывода кривошипа из зацепления с корпусом танка. Доступ к этой гайке - снаружи танка через специальное отверстие в корпусе, закрываемое крышкой. Гайка стопорится штифтом, приваренным к крышке. На танке Т-44 гусеницу мог легко натянуть один человек без ударов кувалдой и соответствующих "заклинаний".