Средний танк Т-44

            Дополнительные материалы:
                   - Р.Уланов "Я испытывал Т-44".

Рождение Т-44
Весной 1943 г. группа МТО "отдела 520" УТЗ им. Сталина предложила на суд руководства НКТП схему уплотнения компоновки танка Т-34 путем размещения двигателя поперек силового отделения. Опытные работы над ней А. Морозов начал, когда велись работы по доводке Т-43, который, казалось бы, вот-вот примут на вооружение. В письме В. Малышеву от 17 июля 1943 г. он писал: "Уже закончены исследования недостатков компоновочного решения танка Т-34, которые указывают, что значительно улучшить пространство боевого отделения можно за счет отказа от размещения двигателя и трансмиссии в корме нового танка или более плотной компоновкой моторного агрегата и отделения в целом...
Мы видим, что это возможно осуществить сегодня за счет размещения двигательного агрегата поперек хода машины по схеме, изображенной на черт. 2. Прошу Вашего указания об изготовлении ходового макета танка по данной схеме и включении программы его испытаний в план следующего полугодия..."
Однако в ходе обсуждения эскиза в ОГК НКТП видимо, было принято решение, что предложенную схему проще реализовать не в существующем корпусе Т-34 а в танке нового типа с учетом переработки не только силового отделения, но также отделения управления и боевого. Очевидно, что тут же возникло предложение реализовать на данном танке все новшества, разработанные в ходе воины в системах питания, охлаждения, трансмиссии и подвески Т-34.
Несмотря на завершение работ с Т-43, Вячеслав Малышев все-таки активно поддерживал создание нового танка и даже смог "пробить" приоритетные работы над ним непосредственно в ГКО. Таким образом, инициатива отделов 520 и 540 УВЗ была "наказана" не только открытием заказа на создание нового танка (чему все были, несомненно, рады) но также и установлением ГКО довольно жестких сроков по его готовности к заводским полигонным испытаниям (их должны были провести не позднее 10 января 1944 г.).
При изготовлении опытного образца сотрудники УВЗ столкнулись с рядом серьезных проблем, к которым относилась, например, нарезка зубчатого венца башни диаметром более 1600 мм, так как карусельные станки для такой ответственной операции ожидались на заводе лишь к февралю. ЧКЗ, проделавший такую операцию для T-43-II и опытных Т-34-85, лихорадило от большого объема работ по освоению ИС-122, а завод № 112 мужественно переключался на программу Т-34-85. Поэтому для проведения предварительных испытаний первый образец Т-44 по разрешению наркома танковой промышленности был оснащен опытной башней танка Т-43 с уширенным до 1600 мм погоном.

Первый прототип Т-44 с башней по типу Т-43.
Декабрь 1943 года.
На танк был установлен также опытный двигатель В-2-УМ, мощностью 520 л.с. (также созданный для Т-43 из В-2-ИС). Электро- и радиооборудование первого Т-44 были переставлены с командирского Т-34-85 (второго опытного образца). Таким образом, первый образец Т-44 был уникален во многих отношениях, представляя собой конгломерат узлов разных опытных уральских танков, вставленных в корпус нового типа.
Проектировщики не обманули ожиданий наркома и высших руководителей. Прототип был готов еще до начала 1944 г., о чем Вячеславу Малышеву 31 декабря 1943 г. была отправлена срочная телеграмма.
Может показаться непонятным, почему же ГКО, в лице председателя И. Сталина, отказавшись от серийного производства принятого на вооружение танка Т-43, вдруг разрешает проведение работ по принципиально новому Т-44. Для разъяснения этого следует вспомнить, что как раз в ноябре 1943 г. начались широкомасштабные восстановительные работы на освобожденном ХПЗ (получившем № 75). Этот предвоенный танковый гигант имел не такие большие разрушения, как СТЗ, и мог быть отремонтирован в сравнительно короткий срок и, по мнению НКТП, мог начать свою работу уже летом 1944 г. Таким образом, новый танк можно было "отдать" на этот воссоздаваемый завод, не боясь снижения объемов выпуска Т-34 на существующих мощностях. Кроме того, освоение Т-44 давало надежды на массовый выпуск среднего танка, не уступающего по вооружению и бронированию лучшим тяжелым танкам, к которым относились отечественные ИС и немецкие "Тигр" и "Пантера".

Описание конструкции
Самые большие споры разгорелись вокруг перекомпоновки моторно-трансмиссионного отделения, то есть из-за идеи размещения двигателя поперек корпуса машины. Все предыдущие средние танки, как отечественного производства, так и иностранные, компоновались с продольным расположением двигателя. Конструкторы двигателей утверждали: нельзя быстроходный У-образный 12-цилиндровый дизель с рабочим объемом цилиндров почти в 40 л ставить поперек направления движения машины - могут быть неприятности вроде обрыва шатунов прицепной группы.
Компоновщики танков утверждали: уменьшение объема моторно-трансмиссионного отделения ради увеличения объема боевого отделения - ненужная затея, смещение башни назад может привести к уменьшению отрицательного угла склонения пушки. Сказывалась приверженность традициям. Трудно было внедрять новшества, но конструкторы под руководством А.А. Морозова пошли на это.
При конструировании корпуса танка отказались от надгусеничных ниш и перешли к корпусу прямоугольной в поперечном сечении формы. Корпус танка представлял собой жесткую коробку, сваренную из броневых листов: лобовых, бортовых, кормовых, днища и крыши.
Носовая часть состояла из двух наклонных броневых листов, сваренных между собой и приваренных к днищу, крыше и бортам корпуса. Посредине верхнего лобового листа имелось отверстие для стрельбы из курсового пулемета, а слева вверху - смотровая щель механика-водителя. Снаружи к верхнему лобовому листу приварены два крюка с пружинными защелками для буксировки танка, скобы для защитной доски, скоба для укладки троса и кронштейны фар.
Борта корпуса представляли собой вертикальные броневые листы, соединенные сваркой с носовым и кормовым листами, с днищем и крышей. Снаружи к бортам с обеих сторон приварены кронштейны опор балансиров для торсионной подвески, упоры с амортизаторами, ограничивающими вертикальный ход опорных катков, пальцеотбойные кулаки. В носовой части борта в вырезы вварены кронштейны кривошипов ленивцев, а в кормовой части - картеры бортовых передач. На левом бортовом листе выполнено два круглых выреза для выхлопных труб двигателя, которые снаружи закрыты броневыми колпаками. К колпакам приварен кожух для направления выхлопных газов. В носовой части левого бортового листа у верхней кромки сделан прямоугольный вырез для призменного перископа механика-водителя. Вдоль бортов танка над гусеницами приварены крылья с грязевыми щитками. Передние грязевые щитки откидываются для доступа к направляющим колесам.


Т-44 первой модификации (образец №3) с пушкой Д-25-44. Вид на правый борт.

Корма корпуса выполнена из верхнего откидного листа, кормового листа и нижнего штампованного листа. Верхний откидной лист опирается на борта корпуса и крепится к бонкам балки крыши пятью болтами. Кормовой и нижний штампованный листы вварены в борта корпуса и в днище. Снаружи к кормовому листу приварены два крюка с защелками для буксировки танка. В нижнем штампованном листе кормы имеется два лючка, закрытых крышками на двух болтах, для доступа к оттяжным пружинам тормозных лент.
Днище танка состоит из трех листов, соединенных встык сварными швами, и приварено к бортам танка. Для увеличения жесткости днище имеет в поперечном сечении корытообразную форму и дополняется продольными и поперечными вы-штамковками. В днище сделаны десять вырезов для вварки опор балансиров опорных катков и торсионных валов. Кроме того, в днище находятся три люка, закрываемые броневыми крышками, и семь отверстий. Люки предназначены для аварийной высадки экипажа, для доступа к двигателю и к тягам главного фрикциона. Отверстия, закрываемые пробками на резьбе, предназначены для слива топлива из баков (два отверстия), для слива масла (из гитары, масляных баков, коробки передач - три отверстия). Отверстие, закрываемое пробкой изнутри танка, - для слива воды из отделения управления. Отверстие с вваренной в днище трубкой - для слива воды из системы охлаждения двигателя.
Крыша корпуса состоит из трех основных частей: подбашенного листа, крыши над мотором, крыши над трансмиссией. В подбашенном листе имеются: справа - люк для заправки передних топливных баков; слева - люк механика-водителя с вращающейся на шариковой опоре крышкой; сзади - вырез под погон башни. Крыша над мотором представляет собой съемный броневой лист, который крепится девятью болтами к поперечной балке моторной перегородки и к угольникам, приваренным к бортам корпуса. В крыше имеется три прямоугольных люка, закрываемых крышками. Крышки откидываются на петлях, а в закрытом положении удерживаются задрайками. Люки обеспечивают доступ: левый (по ходу танка) - к топливному фильтру и передней части двигателя; средний - к топливному насосу и трубопроводам высокого давления; правый - к воздухоочистителям. С правой стороны крыши находится люк для заправки топливом средних баков. Вдоль задней кромки листа крыши приварен угольник с двумя проушинами для крепления водяного радиатора и с двумя опорами торсиона крыши над трансмиссией.
Крыша над трансмиссией крепится передней частью тремя петлями к крыше над двигателем, а задней частью опирается на поперечную балку и крепится к ней пятью болтами. В крыше смонтированы входные двухстворчатые жалюзи, прикрытые сверху рамкой с сеткой, и имеется два люка: слева - люк для заправки масляного бака; справа - люк для заправки водяного радиатора. Поднятие крыши над трансмиссией облегчается двумя торсионами, в поднятом положении крыша удерживается стопором.

Испытания эталонного образца танка Т-44
валовой серии. 1945 год.
За крышей над трансмиссией расположена балка, изготовленная из планок, образующих прямоугольную раму. Балка крепится к бортам корпуса и разделена поперечной перегородкой на два отсека для выхода воздуха. В левом отсеке установлен вентилятор системы охлаждения и смонтированы выходные одностворчатые жалюзи. Правый отсек закрывается откидным листом и служит для увеличения сечения выходного окна вентилятора. Над откидным листом и выходными жалюзи установлены две сетки, которые откидываются на петлях.
        Конструкция корпуса Т-44 имела очень много преимуществ по сравнению с танком Т-34-85. Корпус танка стал короче на 30 мм и по высоте меньше на 300 мм. Уменьшение габаритов корпуса и отказ от надгусеничных ниш позволил снизить вес корпуса, значительно увеличив толщину лобовых деталей корпуса. Так лобовые детали корпуса имели толщины до 120 мм (на 30 мм больше, чем на знаменитом Т-34-85). Слабым местом предыдущих советских танков являлось размещение люка механика-водителя и шаровой установки курсового пулемета в лобовой броне. Это ослабленные зоны бронирования и очень часто танк поражался именно через них. На танке Т-44 лобовой, наклонный лист был монолитным и имел небольшую смотровую щель для водителя. Люк механика-водителя перемещен в крышу корпуса и был практически непоражаем настильным огнем.
Корпус башни литой, борта и корма овальной обтекаемой формы, имеющей значительно развитую, по отношению к танку Т-34-85, кормовую нишу. Крыша башни выполнена из двух сваренных листов, приваренных к корпусу башни. Передний лист расположен горизонтально, а задний слегка наклонно. В лобовой части башни проделан вырез, который закрывается снаружи бронированной маской; в маске сделано три отверстия: для пушки, пулемета и телескопического прицела. Для снятия и установки башни к корпусу приварены четыре рыма. Снаружи к бортам корпуса приварены поручни для танкового десанта. На кормовом листе приварены скобы для укладки брезента и крепления запасных траков. Для стрельбы из личного оружия по обеим сторонам башни имеется по одному отверстию, закрываемому броневой заглушкой.
В крышу башни вварена цилиндрической формы командирская наблюдательная башенка. Впереди наблюдательной башенки в крыше башни сделано отверстие с броневым оградительным кольцом для вывода антенны радиостанции, справа от башенки - люк для выхода и входа экипажа, закрываемый крышкой. Два отверстия в передней части переднего листа крыши башни служат для установки перископических приборов наблюдения командира орудия и заряжающего. Сзади переднего листа крыши башни, между люком и башенкой, укреплена обечайка с приваренным к ней броневым колпаком вентиляционного люка. Внутри башни, в передней части, вварены два кронштейна для установки пушки. К нижней цилиндрической части приварено опорное кольцо для крепления верхнего погона башни. В отличие от танка Т-34, для опоры башни был использован шариковый, радиально-упорный подшипник, то есть башня не имела захватов для ограничения смещения башни по горизонтали.
Сокращение объемов внутри танка за счет увеличения толщины броневых листов и уменьшения габаритов заставило пересмотреть и внутреннюю компоновку танка. По опыту боевого применения танков Т-34-85 было установлено, что целесообразно передать функции радиста командиру танка, так как передача распоряжений через стрелка-радиста не всегда позволяла командиру оперативно реагировать на команды старших начальников, особенно в бою. Поэтому у стрелка-радиста остались только обязанности стрелка. Но эффективность огня из курсового пулемета была низкой из-за плохого обзора. Поэтому было принято решение исключить стрелка-радиста из состава экипажа. В связи с этим была пересмотрена компоновка отделения управления.
Отделение управления, как и на танке Т-34-85, расположено в левой носовой части корпуса танка. В нем размещены: сиденье механика-водителя, слева - рукоятка ручного привода к топливному насосу, рычаг левого бортового фрикциона, щиток с манометром масла и тахометром, спидометр и бортовой смотровой прибор. Впереди сиденья размещены: педаль главного фрикциона, педаль ножного привода к топливному насосу, педаль горного тормоза, передний смотровой прибор, две лампочки габаритной сигнализации, магазины для пулемета и часть ЗИП.

Опытный образец №1 танка Т-44 с 85-мм
пушкой Д-5Т. Февраль 1944 года.
Справа от сиденья размещены: курсовой пулемет, рычаг правого бортового фрикциона с кнопкой электроспуска курсового пулемета, кулиса коробки передач и ящик для инструмента. Правая носовая часть корпуса танка отделена от левой продольной перегородкой. Слева от перегородки расположены: редукционный кран воздухопуска, тумблер электроспуска пулемета, щиток с кнопкой стартера, щиток с манометром масла гитары и аэротермометрами для воды и масла, щиток электроприборов, выключатель "массы", аппарат ТПУ и стеллаж аккумуляторных батарей с блоком защиты аккумуляторов. За продольной перегородкой установлены: два топливных бака с общим щупом замера топлива, боеукладка для снарядов, два баллона со сжатым воздухом и реле пуска стартера. В крыше корпуса отделения управления находится люк механика-водителя со смотровым прибором МК-4 и щиток с плафоном аварийного света.
        В компоновке отделения управления был внедрен ряд технических решений, более оригинальных и смелых, чем те, что доминировали в середине 1940-х гг.
Первое из них касается обеспечения обзорности механика-водителя. Люк механика-водителя предназначался не только для входа и выхода, но и для наблюдения за местностью. В наружном погоне, закрепленном в подбашенном листе, вращается на шариках внутренний погон люка с приваренным к нему основанием смотрового прибора МК-4. На внутренний погон опирается крышка люка, вращающаяся вместе с ним. Погон с основанием перископа фиксировался в трех положениях. Первое положение - люк закрыт, МК-4 расположен впереди по ходу танка, механик-водитель ведет наблюдение через перископ. Этот режим наблюдения использовался на маршах при закрытом люке механика-водителя, тем самым обеспечивался угол обзора по горизонтали в 116 градусов и имелся дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и мертвым пространством в 7 м. Второе положение - люк закрыт, МК-4 расположен справа по ходу танка, механик водитель ведет наблюдение через смотровую щель. Этот режим использовался для наблюдения за полем боя "по-боевому". Тем самым обеспечивался угол обзора по курсу танка в 37 градусов, дополнительный угол обзора слева через боковой призменный прибор с углом обзора по горизонтали в 54 градуса и справа - через призменный прибор МК-4, который при повороте башни на правый борт давал угол обзора до 180 градусов. Третье положение - люк открыт, МК-4 расположен сзади, сиденье механика-водителя приподнято и механик-водитель ведет наблюдение непосредственно через открытый люк. Этот режим наблюдения использовался на маршах при открытом люке. Таким образом, обзор механика-водителя был намного улучшен, по сравнению с танком Т-34, и адекватен обзору из современных танков.
Второе новшество - сохранение сложившейся традиции установки в танке курсового пулемета. Несмотря на исключение из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет был сохранен. Пулемет был жестко закреплен в лобовой броне корпуса справа от механика-водителя. Механик-водитель вел огонь, ориентируясь через смотровой прибор по трассерам пуль.
Третьей особенностью является удачное расположение аккумуляторных батарей. Тот, кто не занимался на "тридцатьчетверке" заменой аккумуляторов, которые были размещены в нишах моторно-трансмиссионного отделения по обе стороны двигателя, не сможет оценить это удобство Т-44. Ведь на Т-34 в тесноте и в темноте установить, закрепить и соединить клеммы четырех деревянных ящиков весом до 60 кг каждый без непечатных выражений было невозможно. На новой машине они были расположены за перегородкой справа от механика-водителя, тем самым обеспечивался хороший доступ со стороны боевого отделения.
Кроме того, был изменен традиционный порядок размещения педалей механика водителя, который упорно сохраняется до настоящего времени - левая педаль главного фрикциона, средняя горного тормоза и правая подачи топлива двигателя. На танке Т-44 педали размещены в следующей последовательности: педаль главного фрикциона, педаль подачи топлива и педаль горного тормоза - возле правого рычага бортового фрикциона. Хотя в руководстве по устройству танка Т-44 педаль горного тормоза так и названа, но на самом деле она выполняла функции стояночного тормоза. Эта педаль только фиксировала рычаги поворота танка во втором положении, тем самым танк находился в заторможенном положении. Этой педалью притормаживать танк в движении было невозможно. Здесь применено "промежуточное" (между средними и тяжелыми танками) конструкторское решение. На тяжелых танках рычаги управления поворотом танка фиксировались во втором положении кнопками на торцах рычагов управления, а на танке Т-44 для этого использовалась педаль горного тормоза.
На танке Т-44 также обновлена компоновка боевого отделения. Главное изменение коснулось устранения "подпольной" боеукладки боеприпасов в ящиках на полу боевого отделения - на танкеТ-34-85 было крайне неудобно брать снаряды, натыкаясь на стреляные гильзы. Поэтому основные изменения коснулись размещения боеприпасов. Артиллерийские выстрелы находятся в специальных укладках в корпусе и башне танка: в башне на правом борту - 2; в нише башни - 16; на правом борту корпуса - 5; на левом борту корпуса - 5; в правой носовой части корпуса - 30. При общем сокращении внутреннего объема танка его боекомплект уменьшился по сравнению с танком Т-34-85 всего на два снаряда (это не имело существенного значения для боя) и состоял из 58 артвыстрелов. В остальном компоновка боевого отделения была сохранена как и на танке Т-34-85. В боевом отделении размещены: 85-мм пушка, спаренный с ней пулемет ДТМ, прицельные и смотровые приборы, подъемный механизм пушки, поворотный механизм башни, мотор поворота башни, радиостанция, ТПУ, вентилятор боевого отделения, плафоны освещения башни, щиток с предохранителями электрооборудования, два огнетушителя, часть ЗИП и три сиденья для экипажа. Сиденье заряжающего - справа от пушки; сиденье командира орудия - слева от пушки; сиденье командира танка - за сиденьем командира орудия.
Наиболее революционные решения были внедрены в компоновку моторно-трансмиссионного отделения. Главное здесь: двигатель размещен не вдоль продольной оси танка, а поперек; в трансмиссии танка применили новый агрегат - гитару, передающую усилие от двигателя к коробке передач, расположенной параллельно двигателю. Поворот двигателя помог решить многие задачи. Значительное уменьшение длины моторно-трансмиссионного отделения позволило сместить башню назад, тем самым улучшить центровку машины. Избавление от конической пары в коробке передач позволило выполнить ее более компактной, улучшить управление бортовыми фрикционами и тормозами.
В моторно-трансмиссионном отделении, за моторной перегородкой, размещены два топливных бака, топливораспределительный кран, ручной топливоподкачивающий насос, ручной маслоподкачивающий насос, топливный фильтр грубой очистки, масленка водяного насоса и рукоятка слива воды из системы охлаждения. Доступ к приборам открыт со стороны боевого отделения. За топливными баками, перпендикулярно продольной оси танка, на подмоторной раме установлен двигатель.

Танк Т-44. Вид сзади – сверху.
У правого борта корпуса танка установлена гитара. На специальном кронштейне корпуса гитары - стартер. Справа от стартера смонтированы два воздухоочистителя. За двигателем размещены коробка переменных передач с главным фрикционом и приводом к вентилятору системы охлаждения двигателя, бортовые фрикционы с тормозными лентами и бортовые передачи. Над коробкой переменных передач шарнирно подвешен водяной радиатор, позади него установлен вентилятор системы охлаждения двигателя, привод которого смонтирован на картере коробки передач. Масляный бак с краном-редуктором и масляный радиатор системы смазки двигателя расположены в левом заднем углу корпуса танка. Тяги приводов управления коробки передач, главного и бортовых фрикционов размещены по левому борту танка.
Однако закон сохранения справедлив повсеместно - пришлось изменять конструкцию существующих агрегатов. В первую очередь это коснулось танкового дизеля. Необходимо было перекомпоновать навесные агрегаты двигателя и адаптировать его под новые системы обеспечения. Это было связано с уменьшением высоты корпуса машины на 300 мм, двигатель В-2-34 в такой корпус не помещался.
Различают 12 конструктивных отличий нового двигателя В-44 (такой индекс он приобрел) от В-2-34:
- нижний картер уширен и имеет продольные ребра для повышения жесткости и лучшего охлаждения масла;
- водяной насос вынесен на правую стенку нижнего картера, вместо двух всасывающих патрубков для приема воды изготовлен один увеличенного диаметра;
- все три секции масляного насоса расположены в одной плоскости внутри нижнего картера, производительность насоса увеличена;
- переработана конструкция приводов масляного и водяного насосов в связи с изменением их месторасположения;
- высота двигателя уменьшена до 921 мм благодаря изменению месторасположения водяного и масляного насосов;
- топливный насос высокого давления НК-1 оборудован всережимным регулятором РНК-4 с корректором подачи топлива;
- муфта привода топливного насоса высокого давления выполнена в виде жесткой втулки со шлицами;
- топливоподкачивающая помпа смещена вверх и повернута на 90 градусов вместе с деталями, сопряженными с ней;
- привод тахометра расположен с левой стороны нижнего картера, выше топливоподкачивающей помпы;
- дренажная трубка масляной системы подводится с правой стороны нижнего картера и соединяется с картером посредством штуцера;
- всасывающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны передачи;
- откачивающая трубка масляной системы соединяется с масляным насосом со стороны носка двигателя.
Вместе с тем, поворот двигателя несколько усложнил трансмиссию введением дополнительного редуктора - гитары и привода вентилятора.
Гитара - это промежуточный агрегат, связывающий двигатель с коробкой переменных передач через главный фрикцион и обеспечивающий поворот передающих усилий на 180 градусов. Гитара установлена в моторно-трансмиссионном отделении танка вдоль правого борта на кронштейнах, приваренных к днищу корпуса, что дало возможность скомпоновать коробку передач параллельно двигателю.
Конструктивно гитара состоит из картера, ведущего вала, промежуточной шестерни, ведомого вала и масляного насоса с приводом. Ведущий вал гитары соединен с маховиком двигателя зубчатой муфтой. Ведущая шестерня, сидящая на шлицах этого вала, через промежуточную шестерню передает вращение ведомой шестерне, сидящей на шлицах ведомого вала. Ведомый вал, соединенный с ведущим фланцем главного фрикциона, приводит во вращение ведущие детали главного фрикциона.
Гитара имеет принудительную систему смазки с собственным шестеренчатым насосом, эта система включена в систему смазки двигателя. Характерной особенностью гитары является то, что она представляет собой шестеренчатый повышающий редуктор с передаточным отношением 0,695, это позволило за счет уменьшения передаваемых усилий в трансмиссии несколько уменьшить габариты коробки передач.
Достаточно сложной получилась и конструкция привода вентилятора системы охлаждения. Он состоит из передаточного механизма привода, привода, фрикциона и лопаточного колеса вентилятора. Передаточный механизм смонтирован в коробке переменных передач, а привод вентилятора - на картере коробки передач. При работе двигателя вращение коленчатого вала передается через гитару и соединительную муфту главного фрикциона зубчатому ведущему фланцу главного фрикциона, который соединен с валиком передаточного механизма привода, расположенным внутри ведущего вала коробки передач. От валика передаточного механизма привода вращение передается ведущей шестерне, вращающейся на подшипниках хвостовика ведущего вала коробки передач, и затем промежуточной шестерне. Промежуточная шестерня передаточного механизма привода передает вращение через цилиндрическую шестерню поперечному валу и через коническую пару - продольному валу коробки привода вентилятора. Продольный вал через соединительный валик привода вращает ведущую ступицу фрикциона вентилятора вместе с ведущим диском трения. Ведущий диск трения постоянно прижат к ступице вентилятора нажимным диском (под действием пружин); благодаря силе трения, возникающей между ними, ведущий диск передает вращение ступице вентилятора и вентилятору. Фрикцион вентилятора предохраняет детали привода и вентилятор от поломок при резком изменении числа оборотов двигателя.
Столь сложная конструкция привода вентилятора оправдана тем, что вентилятор должен вращаться независимо от того, включен или выключен главный фрикцион или передача в коробке переменных передач.
Претерпели конструктивные изменения и воздухоочистители системы питания двигателя. Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, на танке установлено два очистителя типа "мультициклон". Они размещены в моторном отделении у правого борта корпуса над гитарой. Доступ к воздухоочистителям - через люк крыши над двигателем.

Изучение материальной части среднего танка
Т-44 слушателями ВА БТ и МВ.
Разряженный в цилиндрах двигателя воздух проходит через всасывающие коллекторы к входным отверстиям воздухоочистителя. Образующееся свободное пространство быстро заполняется наружным воздухом, который, войдя в очиститель, одновременно совершает круговые движения и опускается по спиральным направляющим. У обреза коротких трубок воздух с большой скоростью изменяет направление движения. При этом тяжелые и легкие частицы пыли по инерции опускаются вниз и попадают в бункер. Затем воздух проходит через кассету с промасленной канителью, где дополнительно очищается от пыли. Характерной конструктивной особенностью воздухоочистителей Т-44 является то, что увеличен объем бункеров для сбора пыли и кассеты расположены вертикально.
        Необходимо отметить еще несколько положительных компоновочных решений, которые были внедрены на новом танке:
        - шарнирная подвеска водяного радиатора над коробкой переменных передач, он поднимался и поворачивался вместе с броневой крышей трансмиссии, открывая хороший доступ как к двигателю, так и ко всем агрегатам трансмиссии;
        - ходовая часть танка получила торсионную подвеску, которая обеспечила лучшую плавность хода по неровностям по сравнению с танком Т-34-85. Однако гусеницы для новой машины были заимствованы у ее предшественницы. Т-44 стал последним отечественным танком с гусеницами гребневого зацепления. Но механизм натяжения их был значительно улучшен. У танка Т-34 для натяжения гусеницы необходимо отвернуть две гайки кривошипа направляющего колеса, находящиеся внутри корпуса танка, и ударами кувалды выбить кривошип из зацепления с корпусом. После натяжения гусеницы кувалда также была нужна для посадки кривошипа на место. В операции натяжения гусеницы участвовало до трех человек под мерные звуки кувалды и нелитературные выражения. У танка Т-44 стопорная гайка кривошипа направляющего колеса предназначена также и для стопорения и вывода кривошипа из зацепления с корпусом танка. Доступ к этой гайке - снаружи танка через специальное отверстие в корпусе, закрываемое крышкой. Гайка стопорится штифтом, приваренным к крышке. На танке Т-44 гусеницу мог легко натянуть один человек без ударов кувалдой и соответствующих "заклинаний".

Вернуться к средним танкам   Дальше на вторую страницу
Hosted by uCoz