Лёгкий танк Т-70

Летняя кампания выявила низкие боевые качества новых легких танков, которые с трудом могли бороться с немецкой бронетехникой, а слабая бронезащита не позволяла эффективно использовать для поддержки пехоты. В результате, многие советские танковые военачальники давали Т-70 очень нелестную характеристику. Например, командир 1-го танкового корпуса генерал-майор М.Е. Катуков во время приема у И. Сталина на вопрос о том, как воюют наши танки, сказал о Т-70 следующее: "Легкий танк Т-70 имеет более солидную броневую защиту (Имелось ввиду по сравнению с Т-60), вооружен 45-мм пушкой, на нем установлены два автомобильных двигателя. Но он только начал поступать на вооружение и пока себя ничем особенным не проявил. Одна канитель с ними, товарищ Сталин".

Лёгкий танк Т-70 с десантом автоматчиков в атаке. Южнее Сталинграда, осень 1943 года.
        И, тем не менее, воевать на Т-70 было можно. В документах военного времени часто встречаются донесения о героических действиях экипажей легких танков. Так, в приказе по 6-й гвардейской танковой бригаде №0187/сс от 20 декабря 1943 года "О выплате денежного содержания за сожженные и подбитые танки" есть и о поощрении экипажа Т-70 гвардии лейтенанта Л.И. Дорохина (механик-водитель старший сержант Ростовцев) 2-го батальона бригады "огнем своего танка подбившего 2 немецких Т-3". В соответствии с установленными денежными премиями за уничтожение двух немецких боевых машин Дорохин и Ростовцев получили по 1000 рублей каждый.
        В ходе боев экипажи Т-70 использовали и такой прием, как таран вражеской техники. Причем его применяли не только против автомобилей, бронемашин или бронетранспортеров, но и против танков противника. Например, в журнале боевых действий 150-й танковой бригады, действовавшей в составе 40-й армии Воронежского фронта, в районе Урыв на воронежском направлении 3-24 января 1943 года, есть такая запись: "Старший лейтенант Захарченко и механик-водитель старший сержант Кривко, отражая контратаки танков и израсходовав снаряды, со всей своей ротой Т-70 пошли на таран немецких танков. Захарченко сам лично протаранил 2 танка и взял в плен командира и начальника штаба 100-го танкового батальона особого назначения". К сказанному следует добавить, что речь идет о 100-м батальоне огнеметных танков вермахта (Panzer-Abteilung (Flamm) 100), имевшем на вооружении огнеметные танки Pz.II Flamm и обычные Pz.II. Так что Т-70 при массе в 10 тонн мог без труда протаранить танки этого батальона, а учитывая отсутствие на огнеметных машинах пушечного вооружения сделать это было не так уж и сложно.
В том же документе есть информация и о других успешных действиях экипажей Т-70 150-й танковой бригады. Так, в ходе проведения Льговской операции (январь 1943 года) в районе населенного пункта Семеновский "капитан Дьяченко двумя Т-70 захватил 4 орудия и 32 пленных, а 8 человек орудийной прислуги уничтожил. Со своей стороны потерь не имел".
В некоторых бригадах танки, в том числе и Т-70, получали собственные номера. Например, в 28-й гвардейской танковой бригаде 39-й армии по состоянию на 13 августа 1943 года имелось 30 Т-34 и 24 Т-70, причем все машины были именными. Известны следующие названия танков Т-70 этой части: "Вихрь", "Тайфун", "Гранаты", "Варяг", "Рахматуллин", "Истребитель" и "Безымянный". В ходе боев 13 - 15 августа по овладению передним краем немецкой обороны у деревни Понизовье бригада потеряла 25 танков Т-34 и 8 Т-70, уничтожив при этом до 300 человек, 6 противотанковых орудий, 4 Дзота, 3 пулемета, 1 самоходку и 2 автомобиля. А всего с 13 по 31 августа 1943 года, когда 28-я гвардейская танковая бригада была выведена из боя.
Таким образом, при одинаковой интенсивности боевого применения, потери Т-70 по сравнению с Т-34 были меньше. Здесь следует учесть, что 28-я гвардейская танковая бригада вела наступательные бои в условиях лесисто-болотистой местности. При этом благодаря меньшим (по сравнению с Т-34) размерам и массе Т-70 действовали более успешно и несли меньшие потери.
Пиком карьеры легкого танка Т-70 стала битва на Курской дуге, после чего его карьера стала стремительно клониться к закату. В ходе этого грандиозного сражения стало окончательно ясно, что эффективность легких танков в открытом бою близка к нулю. Хотя, справедливости ради, следует отметить, что в процентном отношении потери Т-70 были меньше, чем например, у Т-34. Связано это было с тем, что Т-70, как правило, старались использовать во вторых эшелонах атакующего боевого порядка, а также с меньшими (по сравнению с другими танками) габаритными размерами.
Так, по состоянию на вечер 4 июля 1943 года танковые части Центрального фронта включали в себя одну танковую армию, два отдельных танковых корпуса, две отдельных танковых бригады, 15 отдельных танковых и 6 самоходно-артиллерийских полков, в составе этих частей имелось 1487 танков (880 Т-34, 75 КВ и КВ-1с, 151 американский и английский, 67 Т-60 и 314 Т-70) и 96 СУ, кроме того 166 танков (24 КВ, 87 Т-34 и 55 Т-70) имелось в техническом резерве фронта. Таким образом, 369 Т-70 составляли чуть больше одной пятой (22%) всего танкового парка войск Центрального фронта к началу Курской битвы.

Трофейный советский танк Т-70М из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта.
Район Вязьмы, январь 1943 года.
В ходе начавшегося 5 июля немецкого наступления войска Центрального фронта вступили в тяжелые бои с противником, неся при этом большие потери. Например, 2-я танковая армия, имевшая к началу боев 447 боевых машин (305 Т-34, 125 Т-70 и 17 Т-60), в период с 5 по 15 июля потеряла: сгоревшими 85 Т-34 и 49 Т-70, подбитыми 92 Т-34 и 44 Т-70, подорванными на минах 1 Т-34, Т-70. В ходе знаменитого Прохоровского сражения танки Т-70 составляли до 50% участвовавших в бою машин. Так, по состоянию на 11 июля 1943 года 5-я гвардейская танковая армия с приданными частями насчитывала 985 танков и САУ, из них 581 Т-34, 314 Т-70, 34 МК-IV "Черчилль". 2 КВ и 54 САУ. Как видно, семидесятки составляли почти 34% танкового парка армии.
Например, к вечеру 11 июля 1943 года в составе 29-го танкового корпуса 5-й гвардейской танковой армии имелось 262 боевых машины - 138 Т-34, 89 Т-70, 2 КВ и 33 САУ. Из этого количества 12 июля участвовало в знаменитой атаке у Прохоровки 212 бронеединиц: 122 Т-34, 70 Т-70, 20 САУ. Как видно, Т-70 составляли до 40% танков корпуса. В ходе боя 12 июля потери (в скобках указаны безвозвратные) составили 149 машин - 95 (75) Т-34, 35 (28) Т-70 и 19 (14) САУ. Из участвовавших в атаке Т-34 вышло из строя 78%, а у Т-70 только 50%, при этом более 60% потерянных тридцатьчетверок не подлежали восстановлению, а у семидесятки этот показатель составлял 40%. Одна из причин такого соотношения потерь, легких и средних танков советского производства отмечалась в отчете "Поражаемость танков в Великой Отечественной войне", составленном осенью 1945 года:
"Случаев полного разрушения танков Т-70 и других легких танков от взрыва снарядов боекомплекта в ходе войны не наблюдалось. Проведенными испытаниями установлено, что боекомплект 45-мм снарядов не детонирует".
Сражение на Курской дуге еще раз показало, что Т-70 не годятся для использования в открытом бою. Но любопытно, что несмотря на категорическое суждение командующего 5-й гвардейской танковой армией П. Ротмистрова, высказанное в письме Г. Жукову 30 августа 1943 года: "Танки Т-70 просто нельзя стало допускать к танковому бою, так как они более чем легко уничтожаются огнем немецких танков", по окончании наступательной операции на орловско-белгородском направлении в июле - августе 1943 года стали появляться и иные точки зрения. Например, 25 сентября 1943 года генерал-лейтенант танковых войск Богданов докладывал в ГАБТУ Красной Армии:
Тактико-технические характеристики
Модель Т-70 Т-70М
Год выпуска
1942
1942
Экипаж
    2     2
Масса, кг
    9,2     9,8
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
    0,67     0,73
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,29
    2,305
    2,055

   4,285
    2,42
    2,035
Клиренс, м
    0,3     0,3
Ширина трака, м
    0,26     0,3
Бронирование, мм
Лоб корпуса 35-45 мм
Борт корпуса 15 мм
Корма корпуса 25 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 35 мм
Лоб корпуса 35-45 мм
Борт корпуса 25 мм
Корма корпуса 25 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 35 мм
Вооружение
   45-мм пушка 20К.
    7,62-мм пулемет ДТ.
   45-мм пушка 20К.
    7,62-мм пулемет ДТ.
Боезапас
   90 выстрелов
    945 патронов
   90 выстрелов
    945 патронов
Двигатель
"ГАЗ-203", карбюрат.
6-цилиндр., 2x70 л.с.
"ГАЗ-203", карбюрат.
6-цилиндр., 2x70 л.с.
Запас топлива, л
    440     440
Запас хода, км
    по шоссе
    по грунту
    
    350
    235
    
    330
    220
Макс. скорость, км/ч
   42    40
Преодол. препятствия:
подъём, град
ров, м
высота стенки, м
брод, м

   32
    1,8
    0,6
    0,9

   30
    1,8
    0,6
    0,9
"Танк Т-70 в виду своей высокой подвижности как нельзя лучше соответствует задаче преследования отступающего противника...
В отличие от Т-34 и КВ, танк указанного типа обладает малой шумностью (звук танка не превышает звука автомобиля) даже в движении на самых высоких оборотах, что вкупе с малыми размерами самого танка, позволяет подразделениям на Т-70 подбираться практически вплотную к противнику, не вызывая у него преждевременной паники...
Если немецкие артиллеристы могут вести огонь по танку Т-34 с расстояния 800-1200 м, то малые размеры Т-70 на местности снижают эту дистанцию до 500-600 м. Малый вес танка облегчает его транспортирование как к линии фронта, так и во время эвакуации подбитых танков в тыл. Танки Т-70 проще в освоении и управлении малоподготовленными водителями, подлежат ремонту в полевых условиях...
Все имеющиеся случаи больших потерь подразделений танков Т-70 объясняются большей частью неграмотным применением, но не конструктивными недостатками самого танка.
Считаю решение о прекращении производства танка Т-70 преждевременным. Выпуск танка следует сохранить, усилив его вооружение за счет перехода к 45-мм пушке обр.1942 года или полковой пушке обр. 1943 года".
К концу Великой Отечественной войны количество Т-70 в войсках было очень невелико. Например, по состоянию на 10 мая 1945 года танковые части 2-го Украинского фронта насчитывали 381 танк и САУ, из этого количества Т-70 было только 9 штук (по одному в составе 51-й гвардейской самоходной бригаде и 112-м самоходно-артиллерийском дивизионе и 7 в 28-м отдельном учебном танковом полку фронта).
Небольшое количество танков Т-70 использовались в Войске Польском (53 машины) и Чехословацком корпусе (10 штук), куда они были переданы из частей Красной Армии. Кроме того, некоторое количество трофейных Т-70 и Т-70М применялись частями вермахта под обозначением Panzerkampfwagen Т-70(r). Точное количество этих машин неизвестно, но вряд ли их было больше 40-50 штук. Чаще всего эти танки использовались в пехотных дивизиях и полицейских частях (Ordnungspolizei, причем в последних (например, в 5 и 12-й полицейских танковых ротах - Pol.Pz.Ko) Т-70 эксплуатировались до конца 1944 года. Кроме того, довольно много Т-70 со снятыми башнями использовались в противотанковых частях вермахта для буксировки 50 - 75-мм пушек.

Фотографии лёгкого танка Т-70 и Т-70М 

Серийный Т-70 первой партии выпуска, изготовленный на Горьковском автозаводе. Вид спереди. Машина имеет литые маску пушки и люк механика-водителя производства завода №176. Апрель 1942 год. Серийный Т-70 первой партии выпуска, изготовленный на Горьковском автозаводе. Вид сзади. Апрель 1942 год. Серийный Т-70 первой партии выпуска, изготовленный на Горьковском автозаводе. Вид спереди-на левый борт. Машина имеет литые маску пушки и люк механика-водителя производства завода №176. Апрель 1942 год. Серийный Т-70 первой партии выпуска, изготовленный на Горьковском автозаводе. Вид на левый борт. Апрель 1942 год. Серийный Т-70 первой партии выпуска, изготовленный на Горьковском автозаводе. Вид спереди-на правый борт. Апрель 1942 год.
Испытания опытного образца танка Т-70 с литой башней в окрестностях Горького. Февраль 1942 года. Серийный Т-70 поздних выпусков. Вид спереди-на правый борт. 1942 год. Серийный Т-70 поздних выпусков. Вид сзади-сверху-на правый борт. 1942 год. Серийный Т-70 поздних выпусков. Вид на левый борт. 1942 год. Общий вид танка Т-70 с двухместной башней. Машина уже имеет модернизированную ходовую часть с уширенной гусеницей и опорными катками. г.Горький, сентябрь 1942 года.
Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. На фото хорошо видна конструкция башенного люка. Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Пушке придан максимальный угол возвышения. Сентябрь 1942 года.
Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. Испытания танка Т-70 с двухместной башней в окрестностях Горького. Сентябрь 1942 года. Опытный экземпляр танка Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37. Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-42 на Т-70. Гороховецкий артполигон, май 1943 года. Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-42 на Т-70. Гороховецкий артполигон, май 1943 года.
Серийный Т-70М. Вид спереди. Сентябрь 1942 год. Серийный Т-70М. Вид на левый борт. Сентябрь 1942 год. Серийный Т-70М. сзади-сверху-на правый борт. Сентябрь 1942 год. Танк Т-70 с установленной радиостанцией. Танк Т-70 с установкой радиостанции (вид сверху).
Испытания опытного образца 45-мм танковой пушки ВТ-42 на Т-70. Хорошо виден вылет орудия за габариты танка. Гороховецкий артполигон, май 1943 года. Танковый десант Н-ской части отправляется на выполнение боевого задания. На башне Т-70 видно закрашенное тактическое обозначение в виде белого треугольника и номер 50. Лето 1942 года. Танки Т-34 и Т-70, подбитые в ходе немецкой операции "Блау" в июле 1942 года. На башне Т-70 виден номер 173 белого цвета. Офицеры Вермахта осматривают подбитый советский танк Т-70. Люк с жалюзи для доступа к двигателям откинут. Лето 1942 года. Офицеры Вермахта осматривают подбитый советский танк Т-70. Лето 1942 года.
Экипаж танка Т-70 механик-водитель техник-лейтенант В.Засушко, награждённый орденом Красной Звезды (слева) и командир танка ст.лейтенант А.Иванов, награждённый медалью "За боевые заслуги". На башне танка различим белый номер 335. Западный фронт, лето 1942 года. Экипажи танков Т-70 в перерывах между боями. Юго-западный фронт, август 1942 года. Ремонтники 82-й пехотной дивизии Вермахта готовят к боям трофейные советские танки Т-70 и Т-34. Советско-германский фронт, лето 1942 года. Трофейный танк Т-70, используемый в Вермахте в качестве тягача для захваченной советской 76-,2-мм пушки ЗиС-3. Ростов-на-Дону, лето 1942 года.
Разбитые советские танки Т-70 и Т-34 "Спартак» (на заднем плане). Южный фронт, вторая половина июля 1942 года. Передача представителям Красной Армии танков Т-70, отремонтированных на одном из заводов. Осень 1942 года. Лёгкий танк Т-70, разбитый во время боёв на дальних подступах к Сталинграду. Машина имеет башенный номер 60-33, на корме корпуса закреплена крышка жалюзи для доступа воздуха к радиатору, которая устанавливалась в холодное время года. Сентябрь 1942 года.
Командир танка Т-70 мл.лейтенант Подкупко, награждённый орденом Красной Звезды. В последних боях он уничтожил 5 противотанковых орудий и 25 огневых точек немцев. Действующая Армия, сентябрь 1942 года. Гвардейцы - командир роты ст.лейтенант Н.И.Митрохин и командир взвода мл.лейтенант В.А.Гончаров у танка Т-70. Южнее Сталинграда, ноябрь 1942 года. Танк Т-70М на марше. Машина имеет зимний камуфляж с башенным номером 275, на лобовом листе корпуса лежит рукоятка для запуска двигателя вручную. Декабрь 1942 года. Первые серийные танки Т-70М были отправлены в части Красной Армии, ведущей наступление под Сталинградом. Танк Т-70М гвардии лейтенанта Н.М.Астапучненко в одном из освобождённых населённых пунктов на среднем Дону. Декабрь 1942 года. Командир подразделения Садовский ставит задачу Г.Славному. На заднем плане танк Т-70М в зимнем камуфляже с тремя красными полосами на башне. Район Сталинграда, январь 1943 года.
Трофейный советский танк Т-70М из состава 98-й пехотной дивизии Вермахта. Район Вязьмы, январь 1943 года. Передача экипажам танков Т-70М из танковой колонны "Тамбовский колхозник". Машина на переднем плане была построена на средства колхозников Покрово-Марфинского района Тамбовской области. На лобовом исте корпуса виден номер Л211452. Зима 1943 года. Местная жительница показывает экипажу танка Т-70 расположение немецких войск. На башне видно тактическое обозначение в виде буквы А, антенна установлена перед башенным люком. Зима 1943 года. Танк Т-70М на улице одного из освобожденных городов. Южный фронт, зима 1943 года.
Танки Т-70М и Т-34 с десантом пехоты готовятся к атаке. Зима 1943 года. Экипажи танков уточняют боевую задачу. На переднем плане танк Т-70 с тактическим обозначением на башне в виде перечёркнутого белого круга. Район Ворошиловграда, зима 1943 года. Открытие памятника погибшим танкистам. На постаменте установлен танк Т-70. Донской фронт, Калач, 4 января 1943 года. Немецкие танкисты готовят к бою трофейный советский танк Т-70М. На лобовом листе корпуса закреплён государственный флаг нацистской Германии для опознавания машины во время боя. Зима 1943 года. Немецкие танкисты готовят к бою трофейный советский танк Т-70М. Зима 1943 года.
Использовавшиеся в Вермахте трофейные лёгкие танки Т-70М одной из частей Вермахта, захваченные частями Красной Армии в ходе наступления зимой 1943 года. Машины перекрашены в серый цвет и имеют бортовые номера красного цвета с белой окантовкой. Немецкие солдаты осматривают подбитый танк Т-70М. Машина оснащена радиостанцией с антенной, расположенной перед башенным люком. Район Харькова, март 1943 года. Эшелон танков Т-70М движется к линии фронта. Март 1943 года. Танки Т-70М, подбитые в ходе боёв за Харьков. Март 1943 года.
Механик-водитель гвардии старшина И.Г.Белоусов, награждённый орденом Красной Звезды и медалью "За отвагу". На заднем плане виден танк Т-70. Западнее Ростова, март 1943 года. Немецкий солдат осматривает подбитый на улице одного из населённых пунктов лёгкий танк Т-70М. Машина имеет зимний камуфляж, бортовой номер 345 и надпись "Москва" на башне. Март 1943 года. Танк Т-70, использовавшийся в частях Вермахта, подбитый в ходе советского наступления. На бортах машины нанесены кресты большого размера, на башенном люке - белая свастика для опознавания своей авиацией. Воронежский фронт, март 1943 года. Механик-водитель танка Т-70М, гвардии техник-лейтенант В.П.Якушин, награждённый орденами Отечественной войны и Боевого Красного Знамени, в своей боевой машине. Воронежский фронт, 22 апреля 1943 года. Лёгкий танк Т-70М, подбитый весной 1943 года. Машина имеет сварную маску пушки и литой люк механика водителя производства завода №177. Хорошо видна конструкция башенного люка, зеркальные смотровые приборы механика-водителя и командира унифицированы. Крепление антенны перенесено на корму башни.
Лёгкий танк Т-70М, подбитый весной 1943 года. Машина имеет сварную маску пушки и литой люк механика-водителя производства завода №177. Лёгкий танк Т-70М, подбитый в ходе боя. Судя по остаткам троса, машину пытались эвакуировать в тыл. Весна 1943 года. Танк Т-70М, подбитый в ходе контратаки частей Красной Армии. Весна 1943 года. Сборный пункт аварийных машин после окончания боёв за Сталинград: слева танк Т-70, справа немецкий бронеавтомобиль Sd.Kfz 222. Весна 1943 года. Отработка взаимодействия танков и пехоты. В учебной атаке рота танков Т-70М. Воронежский фронт, май 1943 года.
Лёгкий танк Т-70, подбитый в ходе боёв на реке Миус. Лето 1943 года. Лёгкий танк Т-70, подбитый в ходе боёв на реке Миус. Лето 1943 года. Танки ст.лейтенанта Ф.Рубикина перед боем. Танки производства завода №38 выпуска - весны-начала лета 1942 года. Машины имеют литые опорные катки. Калининский фронт, лето 1943 года. Танки ст.лейтенанта Ф.Рубикина перед боем. Танки производства завода №38 выпуска - весны-начала лета 1942 года. Машины имеют литые опорные катки. Калининский фронт, лето 1943 года. Экипажи двух танков Т-70 и одного Т-34-85, отличившиеся в боях за город Невель, на фоне Т-70. Сидят (слева направо): лейтенант И.Т.Фёдоров, ст.лейтенант Орловский, лейтенант Толстопятный; стоят (слева направо): мл.лейтенант Ординарцев, мл.сержант Вихарев, сержант Пахомов, сержант Осипов, ст.сержант Малашкин, мл.сержант Топников.
Командир танка Т-70 гвардии мл.лейтенант Таршев в своей боевой машине. Ленинградский фронт, 30 июля 1943 года. Ветеран части механик-водитель танка Т-70М гвардии ст.сержант В.И.Занко рассказывает боевые эпизоды новичкам младшим сержантам В.Я.Захарову и В.И.Ольховцеву. Воронежский фронт, 22 апреля 1943 года. рота трофейных лёгких танков Т-70М одной из частей Вермахта. Машины имеют жёлто-зелёный камуфляж и кресты на бортах корпуса. Советско-германский фронт, лето 1943 года. Трофейные лёгкие танки Т-70М 5-й полицейской танковой роты Вермахта (5 (verst) Pol.Pz.Ko). Машины имеют жёлто-зелёный камуфляж и кресты большого размера на башнях. На заднем плане виден французский танк Гочкис Н-35. Украина, лето 1943 года.
Немецкие танкисты 98-й пехотной дивизии Вермахта испытывают захваченный лёгкий танк Т-70М стрельбой. Лето 1942 года. Лёгкий танк Т-70 переделанный в Вермахте в арттягач (Munitionsschlepper T-70 (r). На фото тягач Т-70 буксирует немецкую 50-мм пушку Pak 38. Лето 1943 года. Лёгкий танк Т-70 переделанный в Вермахте в арттягач (Munitionsschlepper T-70 (r). Лето 1943 года. Лёгкий танк Т-70М с десантом на броне ведёт бой на Таманском полуострове. На жалюзи для доступа воздуха к радиатору видна одна съёмная крышка. Осень 1943 года.
Немецкий солдат осматривает подбитый советский танк Т-70М. Машина имеет антенну, установленную на кормовом листе башни. Обращает на себя внимание пробоина в нижней части люка механика-водителя. Осень 1943 года. Немецкий солдат осматривает подбитый советский танк Т-70М. Машина имеет антенну, установленную на кормовом листе башни. Обращает на себя внимание пробоина в нижней части люка механика-водителя. Осень 1943 года. Немецкие солдаты у подбитого танка Т-70М. Хорошо видны съёмные крышки на жалюзи для доступа воздуха к радиатору, а также редко встречающийся кожух защиты выхлопных труб. Весна 1944 года. Подбитый лёгкий танк Т-70М неизвестной танковой части. Машина имеет тактическое обозначение в виде двойного белого треугольника с номером 212 внутри. Белорусский фронт, февраль 1944 года. Танк Т-70М, использовавшийся в качестве командирской машины в 8-й самоходно-артиллерийской бригаде СУ-76М. У танка стоит командир бригады полковник И.Я.Кочин. На башне видна эмблема бригады - белый силуэт птицы в круге. Белорусский фронт, 7 февраля 1944 года.
Танк Т-70М, использовавшийся в качестве командирской машины в 8-й самоходно-артиллерийской бригаде СУ-76М. Белорусский фронт, 7 февраля 1944 года. Танк Т-70М, использовавшийся в качестве командирской машины в 8-й самоходно-артиллерийской бригаде СУ-76М. Белорусский фронт, 7 февраля 1944 года. Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. Хорошо видна рукоятка для запуска двигателя на лобовом листе корпуса. Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. Хорошо видны ящики ЗИП на левом борту.
Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. Хорошо видны выхлопные трубы и антенный ввод на кормовом листе башни. Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. В открытом люке виден смотровой прибор механика-водителя. Фото танка Т-70М, сделанное на 1-м Белорусском фронте летом 1944 года. Экипаж танка Т-70 лейтенант И.Т.Фёдоров (справа) и механик-водитель ст.сержант Н.Д.Мясников, награждённые орденами Боевого Красного Знамени за бои по освобождению города Невель. 2-й Прибалтийский фронт, лето 1944 года.
Лёгкий танк Т-70 форсирует реку Шпрее. На башне машины различимо тактическое обозначение в виде белого треугольника с буквой Н и цифрой 75 внутри. 1-й Украинский фронт, апрель 1945 года. Лёгкий танк Т-70 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Лёгкий танк Т-70 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл. Лёгкий танк Т-70 в экспозиции Военно-исторического музея бронетанкового вооружения и техники в п.Кубинка, Московской обл.
Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны, г.Киев, Украина (фото А.Николаев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны, г.Киев, Украина (фото А.Николаев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны, г.Киев, Украина (фото А.Николаев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны, г.Киев, Украина (фото А.Николаев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва (фото Е.Болдырев).
Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва (фото Е.Болдырев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва (фото Е.Болдырев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва (фото Е.Болдырев). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе, г. Москва (фото Е.Болдырев).
Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Мемориала "Освобождение Новгорода" (фото А.Кузнецов). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Мемориала "Освобождение Новгорода" (фото А.Кузнецов). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Мемориала "Освобождение Новгорода" (фото А.Кузнецов). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Мемориала "Освобождение Новгорода" (фото А.Кузнецов). Лёгкий танк Т-70М из экспозиции Мемориала "Освобождение Новгорода" (фото А.Кузнецов).
Модель лёгкого танка Т-70М (В.Крестинин). Модель лёгкого танка Т-70М (В.Крестинин). Модель лёгкого танка Т-70М (В.Крестинин). Модель лёгкого танка Т-70М (В.Крестинин). Модель лёгкого танка Т-70М (В.Крестинин).
Модель лёгкого танка Т-70М (Антон). Модель лёгкого танка Т-70М (Антон). Модель лёгкого танка Т-70М (Антон). Модель лёгкого танка Т-70М (Антон). Модель лёгкого танка Т-70М (Антон).
Модель лёгкого танка Т-70М (И.Ют). Модель лёгкого танка Т-70М (И.Ют). Модель лёгкого танка Т-70М (И.Ют). Модель лёгкого танка Т-70М (И.Ют). Модель лёгкого танка Т-70М (И.Ют).
Серийный танк Т-70М. Вид на левый борт (рис. М.Петровский). Серийный танк Т-70М. Вид спереди (рис. М.Петровский). Серийный танк Т-70М. Вид сверху (рис. М.Петровский). Лёгкий танк Т-70 неизвестной танковой части. Машина имеет тактическое обозначение в виде белого треугольника с номером 268 внутри. Калининский фронт, лето 1942 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70 неизвестной танковой части. Машина имеет бортовой номер 50 красного цвета, под которым проступает закрашенное тактическое обозначение в виде белого треугольника. Советско-германский фронт, лето 1942 года (рис. С.Игнатьев).
Лёгкий танк Т-70 с бортовым номером 60-33. Сталинградский фронт, неизвестная танковая часть, осень 1942 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70М неизвестной танковой части. Машина имеет зимний камуфляж, бортовой номер 345 и надпись "Москва" на башне. Советско-германский фронт, зима 1943 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70М из состава танковой колонны "Тамбовский колхозник". Машина была построена на средства колхозников Покрово-Марфинского района Тамбовской области. Зима 1943 года (рис. С.Игнатьев). Трофейный лёгкий танк Т-70М одной из частей Вермахта. Машина имеет жёлто-зелёный камуфляж и крест большого размера на башне. Этот танк использовался в составе одной из танковых рот полицейских частей. Советско-германский фронт, лето 1943 года (рис. С.Игнатьев). Трофейный лёгкий танк Т-70М одной из частей Вермахта. Машина имеет жёлто-зелёный камуфляж и небольшой крест на борту корпуса. Советско-германский фронт, лето 1943 года (рис. С.Игнатьев).
Лёгкий танк Т-70М из состава 28-й гвардейской танковой бригады. Машина имеет собственное имя "Вихрь". 39-я армия, август 1943 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70М неизвестной танковой части. Машина имеет зимний камуфляж и бортовой номер 38 красного цвета. Ленинградский фронт, зима 1944 года. (рис. С.Игнатьев). Трофейный лёгкий танк Т-70М одной из частей Вермахта. Машина перекраена в серый цвет и имеет бортовой номер 11 красного цвета с белой окантовкой. 1-й Украинский фронт, зима 1944 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70М неизвестной танковой части. Машина имеет тактическое обозначение в виде двойного треугольника с номером 212. Белорусский фронт, февраль 1944 года (рис. С.Игнатьев). Лёгкий танк Т-70М из состава 8-й самоходно-артиллерийской бригады. Машина имеет белый камуфляж и силуэт птицы в круге - эмблема бригады. Этот танк использовался в качестве командирской машины. Белорусский фронт, февраль 1944 года (рис. С.Игнатьев).
 

            Чертежи лёгкого танка Т-70:
                   - продольный разрез ГАЗ-70.
                   - вид в плане литой башни ГАЗ-70.
                   - общие проекции Т-70 завода №38 вып.мая-июня 1942 г.
                   - общие проекции Т-70 Горьковского завода вып.сентября 1942 г.
                   - Т-70 с двухместной башней
                   - общие проекции Т-70М Горьковского завода вып.ноября 1942 - февраля 1943 гг.
                   - общие проекции Т-70М Горьковского завода вып.августа - октября 1943 г.
                   - установка паяльной лампы.
                   - натяжение гусеницы танка.
                   - бортовая передача танка.
                   - подвеска опорных катков танка Т-70.
                   - подвеска опорных катков танка Т-70М.


Источники:
"Отечественные бронированные машины 1941-1945". Том II. Изд.центр "Экспринт". 2005 г.
М.Свирин, М.Коломиец "Лёгкий танк Т-70". (Фронтовая иллюстрация №5, 2006 г.)
"Танки мира". Изд. "Русич". Смоленск, 2005 г
Dr. W.Regenberger, Н.Scheiben "Сaptured tanks under the german flag. Russian battle tanks". Shiffer Military, 1990 г.
Для любителей масштабного моделизма

Вернуться на вторую страницу  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz