Противопульная броневая защита была выполнена из броневых катаных листов толщиной 8, 13, 16, 20 и 30 миллиметров, соединенных между собой при помощи сварки. В задней части корпуса был открыто установлен авиационный двигатель М-6, задросселированный до мощности 250 л.с. (впоследствии предполагалось заменить его танковым двигателем Э. Гротте и закрыть броневым капотом), а непосредственно вблизи него трансмиссия включавшая многодисковый главный фрикцион сухого трения и шестиступенчатая КПП, состоявшая из двух редукторов с шестернями шевронного зацепления. Причем большой редуктор переключал 1, 2, 3-ю скорости, а малый - 4, 5 и 6-ю. Такое распределение скоростей приводило к тому, что при переходе с 3-й передачи на 4-ю приходилось останавливать танк. Но за то благодаря специальному механизму реверса ТГ мог двигаться вперед и назад с одинаковой скоростью. В одном блоке с КПП размещались кулачковые муфты, выполнявшие роль бортовых фрикционов. Бортовые тормоза из-за недостаточных размеров силового отделения располагались внутри ведущих колес Пневматическая система привода управления бортовыми фрикционами и тормозами была изготовлена по патенту Гротте.
Экипаж танка состоял из 5 человек: механика-водителя, командира (он же был наводчиком 37-мм орудия), пулеметчика и двух человек, обслуживавших 76-мм орудие. Для наблюдения за полем боя и управления движением танка механик-водитель имел три окна со специальными смотровыми щелями, командир танка - стробоскоп, установленный на крыше башни. Посадка экипажа в машину и выход из неё осуществлялся через два овальных люка, расположенных в крыше отделения управления.
Испытания танка начались 27 июня 1931 года и продолжались с перерывами до 1 октября. На них была достигнута максимальная скорость движения 34 км/ч. Танк продемонстрировал неплохую проходимость и маневренность.
Тактико-технические характеристики среднего танка ТГ |
Год выпуска
1930 | |
Экипаж
6 | |
Масса, т
25 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
7,5
3
2,84 | |
Клиренс, м
0,34 | |
Ширина траков, м
0,49 | |
Броневая защита, мм
Лоб корпуса 44 мм
Башня 30 мм
Борт корпуса 20-24 мм
Корма 13 мм
Крыша 8 мм
Днище 8 мм
| |
Вооружение
76-мм пушка
37-мм пушка ПС-1
4(5) х 7,62-мм пулемётов ДТ | |
Боезапас
172 выстрела
2309 патронов | |
Двигатель
"М-6", 300 л.с.
карбюраторный | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,67 | |
Запас хода на колёсах, км
350 | |
Макс. скорость на колёсах, км/ч
35 | |
Преодолеваемые препятствия:
ров, м
5 | |
Хорошо зарекомендовала себя в работе трансмиссия ТГ, которая благодаря примененным шевронным шестерням и кулачковым муфтам оказалась весьма прочной и надежной. Использование пневматических приводов делало процесс управления машиной такой массы необычайно легким. Правда, воздушные магистрали иногда выходили из строя из-за плохого качества резины в уплотнениях.
Вместе с тем было отмечено множество конструктивных недоработок. Так, из-за малых размеров боевого отделения была практически невозможна одновременная стрельба из 76-мм орудия и хотя бы одного рубочного пулемета. Размещение в одном картере КПП и бортовых фрикционов затрудняло доступ к ним во время ремонта и вели к перегреву всего узла во время движения. Выявилась также неудовлетворительная работа бортовых тормозов и недостаточная эффективность гусеницы на мягких и вязких грунтах, поскольку высота гребней траков была очень мала.
По результатам испытаний и по распоряжению правительства 4 октября 1931 года была создана специальная комиссия для тщательного изучения танка Гротте. В нее вошли представители УТМ к ВОАО. Ознакомившись с машиной и заслушав доклад конструктора, комиссия решила: "Считать, что танк ТГ в данном виде является чисто экспериментальным типом танка, на котором должны быть опробованы в работе все механизмы, представляющие практический интерес". Из-за чрезвычайно высокой стоимости, составлявшей 1,5 млн. рублей (для сравнения: БТ-2 обходился всего в 60 тыс. рублей), ТГ даже при устранении всех отмеченных недостатков не мог быть принят для серийного производства. Комиссия отметила множество талантливых технических идей инженера Гротте, ранее никогда не использовавшихся в танкостроении. Учитывая, что конструктор ТГ не был прежде связан с танкостроением, а советские инженеры во время работы с ним получили большой опыт по постройке столь сложной машины и изучили лучшие для того времени заграничные танки, от дальнейших услуг Гротте было решено отказаться. Несколько позже, в августе 1933 года Э.Гроте было предложено покинуть СССР. Последующую работу над танком ТГ поручили новому КБ под руководством Н.В. Барыкова.
В конце октября 1931 года это КБ получило задание на проектирование, с учетом опыта постройки ТГ, нового многобашенного танка прорыва массой в 35 т. В 1932 году такая машина - Т-35 - была построена.
Фотографии среднего танка Гротте ТГ |
Чертеж среднего танка ТГ:
- боковые проекции (внутреннее устройство)