Опытные средние танки А-20 и А-32

19 сентября 1939 г. наркомат обороны поставил перед правительством вопрос о принятии обоих танков на вооружение РККА и изготовлении на заводе № 183 к 1 декабря 1939 г. опытной партии танков А-32 с 45-мм броней в количестве 10 машин и установочной партии танков А-20 - 10 машин к 1 января 1940 г. До начала выпуска установочной партии на танке А-20 КБ завода № 183 следовало устранить все выявленные дефекты и дополнительно увеличить толщину лобового листа корпуса до 25 мм и днища (в носовой части) - до 15 мм.
На протяжении всей последующей недели на правительственном уровне решалась судьба средних танков А-20 и А-32. Результатом этих бурных обсуждений явился проект Постановления КО при СНК СССР от 25 сентября 1939 г. В нем, в частности, указывалось:
"...Танк А-32 (гусеничный с дизелем), изготовленный заводом № 183 НКСМ, принять на вооружение Красной Армии...
1. Образцы А-32, изготовленные заводом № 183, передать на СТЗ со всеми материалами по испытаниям, чертежами и отдельными разработками.
2. СТЗ к 1.06.40 г. изготовить установочную партию А-32 в количестве 10 шт. с толщиной брони 45 мм и полностью подготовить технологию производства для обеспечения серийного выпуска А-32 с 1.06.40 г. Годовую программу для СТЗ установить 2500 шт., начиная с 1.06.40 г., оставив на военный год на производстве СТЗ танки Т-26.
3. Вооружение А-32 должно состоять из 76-мм пушки Ф-32, спаренного пулемета, отдельного пулемета у радиста-стрелка и зенитного пулемета".
Этим же проектом постановления предусматривалось изготовление на Мариупольском заводе им.Ильича для СТЗ деталей бронекорпусов для танков А-32 в количестве 10 комплектов с подачей их до 1 мая 1940 г. по графику СТЗ. Серийное же производство бронекорпусов А-32, начиная с 1 июня 1940 г. должна была производить Красноармейская судостроительная верфь Наркомата судостроительной промышленности (НКСП).
Изготовление среднего колесно-гусеничного танка А-20 проектом постановления предусматривалось организовать на заводе № 183 Наркомата среднего машиностроения (НКСМ). К 1 января 1940 г. завод должен был изготовить 10 машин А-20 установочной партии, а с 1 марта 1940 г. начать их серийный выпуск с годовой программой в 2500 шт. Броневые детали для А-20 предполагалось изготавливать на Мариупольском заводе..


Опытный танк А-32 №2 догруженный до расчётной массы А-34.
Июль-август 1939 года.

Однако данный проект постановления так и остался лишь проектом. Дело в том, что еще 23 сентября 1939 г. на подмосковном полигоне АБТУ в Кубинке состоялся показ новых танков руководству Красной Армии, на котором присутствовали К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, А.И.Микоян, Н.А.Вознесенский, Д.Г.Павлов и другие, а также главные конструкторы представляемых танков. На смотровой площадке в одном ряду с модернизированными машинами БТ-7М и Т-26, опытными тяжелыми танками Т-100, СМК и КВ стояли свежевыкрашенные колесно-гусеничный танк А-20 и схожий с ним гусеничный А-32, которые отличались от остальных машин своеобразной и по своему красивой формой корпуса и башни.
После ознакомления членов правительства с представленными танками им были продемонстрированы возможности машин по преодолению искусственных и естественных препятствий. Причем во время демонстрации машин в их работе не было обнаружено никаких отказов.
Довольный проведенными испытаниями образцов бронетанкового вооружения, а главное, высокими боевыми качествами опытных танков, нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов объявил благодарность конструкторским коллективам заводов. Результатами испытаний были довольны также и начальник АБТУ Д.Г.Павлов, другие начальники и представители промышленности, среди которых были Н.Н.Алымов, Н.В.Барыков, Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов и М.И.Кошкин.
За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов средних танков были награждены от АБТУ: орденом Ленина - военный инженер 1-го ранга Б.Н.Коробков; орденом Красной Звезды - военный инженер 1-го ранга Н.Н.Алымов, майор И.Г.Панов и старший лейтенант Н.Ф.Цыганов. На премирование отличившихся рабочих, служащих и ИТР Наркомата среднею машиностроения правительством было выделено 1,5 млн. рублей (в ценах тех лет). Рапортуя об успехах, наркомы - обороны К.Е.Ворошилов, среднего машиностроения И.А.Лихачев и тяжелого машиностроения В.А.Малышев - 27 ноября 1939 г. направили на имя И.В.Сталина и В.М.Молотова докладную записку, в которой, в частности, сообщали: "...На промышленность в лице НКСМ и НКТМ СССР была возложена задача сконструировать и изготовить новые образцы танков... для Красной Армии.
Тактико-технические требования были составлены НКО, который осуществлял и все техническое руководство строительством машин.
На сегодня созданы следующие машины:
...1) Танк А-20 колесно-гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ).
2) Танк А-32 гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ).
...Оба танка прошли все заводские и полигонные испытания... Испытания показали, что эти машины являются непревзойденными из всех существующих танков данного типа. Отличаются надежностью и прочностью ходовой части. На А-32 имеется полная возможность усилить броню до 45 мм без особых переделок, что обеспечит защиту от огня 37-мм бронебойных снарядов".
Необходимость усиления броневой защиты и увеличение огневой мощи средних танков основывалась на проведенном анализе боевых действий и опыте применения танков в боях в Испании. Теоретически было обосновано, что средние танки с противоснарядным бронированием должны были являться танками сопровождения легких танков непосредственной поддержки пехоты. Основной задачей такого среднего танка являлось "подавление противотанковой пушечной обороны на всю ее глубину и тем самым освобождение ноля боя для малых танков, в свою очередь, очищающих поле боя от огневых точек, препятствующих продвижению пехоты ".
Тактико-технические характеристики
Модель А-20 А-32
Год выпуска
1939
1939
Экипаж
    4     4
Масса, кг
    18     19
Среднее удельное
давление на грунт, кг/см2
    0,61     0,55
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   5,76
    2,65
    2,435

   5,76
    2,73
    2,36
Клиренс, м
    0,4     0,385-0,4
Бронирование, мм
Лоб корпуса 20 мм
Борт корпуса 20-25 мм
Корма корпуса 16 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 25 мм
Лоб корпуса 20 мм
Борт корпуса 20-25 мм
Корма корпуса 16 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 25 мм
Вооружение
45-мм пушка 20К.
2x7,62-мм пулемета ДТ.
76,2-мм пушка Л-10.
3х7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас
   121 выстрелов
    2709 патронов
   72 выстрелов
    1658 патронов
Двигатель
   "В-2", дизельный
    12-цилиндр., 500 л.с.
   "В-2", дизельный
    12-цилиндр., 500 л.с.
Запас топлива, л
    505     480
Запас хода, км
    по шоссе
    по грунту
    
    400
    400
    
    420
    440
Макс. скорость, км/ч
   74,4    70
Преодол. препятствия:
подъём, град
ров, м
высота стенки, м
брод, м

   40
    2,4
    1,2
    1,4

   40
    2,4
    1,2
    1,4
(Из Докладной записки главного конструктора завода № 174 Гинсбурга тов. Сталину, Ворошилову и Лихачеву от 13 ноября 1939 г. Образец чисто гусеничной машины А-32 как отвечающий этим требованиям и имеющий перспективы дальнейшего повышения его боевых свойств, наконец, получил должную оценку заказчика.
Для проверки возможности усиления броневой защиты на заводе № 183 им. Коминтерна в период октябрь - декабрь 1939 г. были проведены заводские испытания догруженного до массы в 24 т опытного танка А-32.
Этот танк (заводской №0367-7) был собран в опытном цехе "530" по чертежам конструкторского бюро "520" и, за исключением основного вооружения (на втором опытном образце танка А-32 была установлена 45-мм танковая пушка), ничем не отличался от первого опытного образца (№ 0365-3), прошедшего полигонные испытания в июле - августе 1939 г.
Догрузка танка А-32, имевшего массу 17 т, до требуемой боевой массы в 24 т была осуществлена за счет размещения дополнительного груза, установленного на специально приваренных кронштейнах. На каждом борту корпуса танка были уложены металлические болванки общей массой 5330 кг. На лобовом листе корпуса размещалось 700 кг балласта. Еще 800 кг груза было закреплено на крыше башни танка. За время испытаний догруженный таким способом танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км/ч. В зависимости от дорожно-грунтовых условий запаса топлива хватало на 235 - 333 км.
В отчете № 086 по испытаниям танка, утвержденном 18 декабря 1939 г. директором завода Ю.Е.Максаревым, было отмечено: "Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно".
Полученный результат позволил в пределах отведенной массы увеличить толщину броневых листов танка А-32 до 45 мм и, тем самым, обеспечить его защиту от огня противотанковых пушек калибра 37 мм и 45 мм.
19 декабря 1939 г. состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято поистине историческое постановление № 443 "О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г."
В этом постановлении, в частности, отмечалось: "На основании просмотра и результатов испытаний новых образцов танков, бронемашин и тракторов, изготовленных в соответствии с постановлениями Комитета Обороны за № 198сс от 7 июля 1938 г. и 118сс от 15 мая 1939 г.
Комитет обороны при СНК Союза ССР постановляет: Принять на вооружение РККА:
...Танк Т-32 - гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемаша, со следующими изменениями:
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76-мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет у радиста - калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.
Присвоить название указанному танку Т-34...".

Схема бронирования А-20

Фотографии опытных средних танков А-20 и А-32 

Опытный танк А-20 во время заводских испытаний. Вид сзади. Июнь 1939 года. Опытный танк А-20 во время заводских испытаний. Вид спереди. Июнь 1939 года. Опытный танк А-20 во время заводских испытаний. Вид на левый борт. Июнь 1939 года. Опытный танк А-20 во время испытаний преодолевает препятствие. Июнь 1939 года. Опытный танк А-32 во время заводских испытаний. Вид на левый борт. Июнь 1939 года.
Опытный танк А-32 во время заводских испытаний. Вид сзади. Июнь 1939 года. Опытный танк А-32 во время испытаний преодолевает подъём. Июнь 1939 года. Опытный танк А-32 во время испытаний перед крутым спуском. Июнь 1939 года.
 

            Чертежи опытных средних танков А-20 и А-32:
                   - схема привода колёсного хода танка А-20
                   - боковые проекции А-20
                   - боковые проекции А-32 №1, с 76,2-мм пушкой Л-10
                   - боковые проекции А-32 №2 с 45-мм пушкой 20К

Эвтаназия животных на дому: собак и кошек - цена читать дальше.

Источники:
"Отечественные бронированные машины 1905-1941". Том I. Изд.центр "Экспринт". 2002 г.
И. Желтов, М. Павлов, И. Павлов, А. Сергеев, А. Солянкин. "Неизвестный Т-34". Изд.центр "Экспринт". 2001 г.
М.Барятинский. "Средний танк Т-34" (Бронеколлекция №3, 1999 г.)
М.Свирин. "Броневой щит Сталина. История советского танка 1937-43 гг." Изд."Яуза", "Эксмо". 2006 г.

Вернуться на первую страницу  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz