Однако данный проект постановления так и остался лишь проектом. Дело в том, что еще 23 сентября 1939 г. на подмосковном полигоне АБТУ в Кубинке состоялся показ новых танков руководству Красной Армии, на котором присутствовали К.Е.Ворошилов, А.А.Жданов, А.И.Микоян, Н.А.Вознесенский, Д.Г.Павлов и другие, а также главные конструкторы представляемых танков. На смотровой площадке в одном ряду с модернизированными машинами БТ-7М и Т-26, опытными тяжелыми танками Т-100, СМК и КВ стояли свежевыкрашенные колесно-гусеничный танк А-20 и схожий с ним гусеничный А-32, которые отличались от остальных машин своеобразной и по своему красивой формой корпуса и башни.
После ознакомления членов правительства с представленными танками им были продемонстрированы возможности машин по преодолению искусственных и естественных препятствий. Причем во время демонстрации машин в их работе не было обнаружено никаких отказов.
Довольный проведенными испытаниями образцов бронетанкового вооружения, а главное, высокими боевыми качествами опытных танков, нарком обороны Маршал Советского Союза К.Е.Ворошилов объявил благодарность конструкторским коллективам заводов. Результатами испытаний были довольны также и начальник АБТУ Д.Г.Павлов, другие начальники и представители промышленности, среди которых были Н.Н.Алымов, Н.В.Барыков, Ж.Я.Котин, Н.Л.Духов и М.И.Кошкин.
За успешное выполнение правительственного задания по созданию новых образцов средних танков были награждены от АБТУ: орденом Ленина - военный инженер 1-го ранга Б.Н.Коробков; орденом Красной Звезды - военный инженер 1-го ранга Н.Н.Алымов, майор И.Г.Панов и старший лейтенант Н.Ф.Цыганов. На премирование отличившихся рабочих, служащих и ИТР Наркомата среднею машиностроения правительством было выделено 1,5 млн. рублей (в ценах тех лет).
Рапортуя об успехах, наркомы - обороны К.Е.Ворошилов, среднего машиностроения И.А.Лихачев и тяжелого машиностроения В.А.Малышев - 27 ноября 1939 г. направили на имя И.В.Сталина и В.М.Молотова докладную записку, в которой, в частности, сообщали:
"...На промышленность в лице НКСМ и НКТМ СССР была возложена задача сконструировать и изготовить новые образцы танков... для Красной Армии.
Тактико-технические требования были составлены НКО, который осуществлял и все техническое руководство строительством машин.
На сегодня созданы следующие машины:
...1) Танк А-20 колесно-гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ).
2) Танк А-32 гусеничный сконструирован и построен заводом № 183 (НКСМ).
...Оба танка прошли все заводские и полигонные испытания... Испытания показали, что эти машины являются непревзойденными из всех существующих танков данного типа. Отличаются надежностью и прочностью ходовой части. На А-32 имеется полная возможность усилить броню до 45 мм без особых переделок, что обеспечит защиту от огня 37-мм бронебойных снарядов".
Необходимость усиления броневой защиты и увеличение огневой мощи средних танков основывалась на проведенном анализе боевых действий и опыте применения танков в боях в Испании. Теоретически было обосновано, что средние танки с противоснарядным бронированием должны были являться танками сопровождения легких танков непосредственной поддержки пехоты. Основной задачей такого среднего танка являлось
"подавление противотанковой пушечной обороны на всю ее глубину и тем самым освобождение ноля боя для малых танков, в свою очередь, очищающих поле боя от огневых точек, препятствующих продвижению пехоты ".
Тактико-технические характеристики |
Модель |
А-20 |
А-32 |
Год выпуска
1939 |
1939 | |
Экипаж
4 |
4 | |
Масса, кг
18 |
19 | |
Среднее удельное давление на грунт, кг/см2
0,61 |
0,55 | |
Габаритные размеры:
длина, м
ширина, м
высота, м
5,76
2,65
2,435 |
5,76
2,73
2,36 | |
Клиренс, м
0,4 |
0,385-0,4 | |
Бронирование, мм
Лоб корпуса 20 мм
Борт корпуса 20-25 мм
Корма корпуса 16 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 25 мм |
Лоб корпуса 20 мм
Борт корпуса 20-25 мм
Корма корпуса 16 мм
Крыша и днище 10 мм
Башня 25 мм | |
Вооружение
45-мм пушка 20К.
2x7,62-мм пулемета ДТ. |
76,2-мм пушка Л-10.
3х7,62-мм пулемета ДТ. | |
Боезапас
121 выстрелов
2709 патронов |
72 выстрелов
1658 патронов | |
Двигатель
"В-2", дизельный 12-цилиндр., 500 л.с. |
"В-2", дизельный 12-цилиндр., 500 л.с. | |
Запас топлива, л
505 |
480 | |
Запас хода, км
по шоссе
по грунту
400
400 |
420
440 | |
Макс. скорость, км/ч
74,4 |
70 | |
Преодол. препятствия:
подъём, град
ров, м
высота стенки, м
брод, м
40
2,4
1,2
1,4 |
40
2,4
1,2
1,4 | |
(Из Докладной записки главного конструктора завода № 174 Гинсбурга тов. Сталину, Ворошилову и Лихачеву от 13 ноября 1939 г. Образец чисто гусеничной машины А-32 как отвечающий этим требованиям и имеющий перспективы дальнейшего повышения его боевых свойств, наконец, получил должную оценку заказчика.
Для проверки возможности усиления броневой защиты на заводе № 183 им. Коминтерна в период октябрь - декабрь 1939 г. были проведены заводские испытания догруженного до массы в 24 т опытного танка А-32.
Этот танк (заводской №0367-7) был собран в опытном цехе "530" по чертежам конструкторского бюро "520" и, за исключением основного вооружения (на втором опытном образце танка А-32 была установлена 45-мм танковая пушка), ничем не отличался от первого опытного образца (№ 0365-3), прошедшего полигонные испытания в июле - августе 1939 г.
Догрузка танка А-32, имевшего массу 17 т, до требуемой боевой массы в 24 т была осуществлена за счет размещения дополнительного груза, установленного на специально приваренных кронштейнах. На каждом борту корпуса танка были уложены металлические болванки общей массой 5330 кг. На лобовом листе корпуса размещалось 700 кг балласта. Еще 800 кг груза было закреплено на крыше башни танка. За время испытаний догруженный таким способом танк прошел 1534 км со средней скоростью 28,2 км/ч. В зависимости от дорожно-грунтовых условий запаса топлива хватало на 235 - 333 км.
В отчете № 086 по испытаниям танка, утвержденном 18 декабря 1939 г. директором завода Ю.Е.Максаревым, было отмечено:
"Испытания догруженного танка А-32 прошли удовлетворительно".
Полученный результат позволил в пределах отведенной массы увеличить толщину броневых листов танка А-32 до 45 мм и, тем самым, обеспечить его защиту от огня противотанковых пушек калибра 37 мм и 45 мм.
19 декабря 1939 г. состоялось заседание Комитета обороны, на котором было принято поистине историческое постановление № 443
"О принятии на вооружение РККА танков, бронемашин, артиллерийских тягачей и о производстве их в 1940 г."
В этом постановлении, в частности, отмечалось:
"На основании просмотра и результатов испытаний новых образцов танков, бронемашин и тракторов, изготовленных в соответствии с постановлениями Комитета Обороны за № 198сс от 7 июля 1938 г. и 118сс от 15 мая 1939 г.
Комитет обороны при СНК Союза ССР постановляет: Принять на вооружение РККА:
...Танк Т-32 - гусеничный, с дизель-мотором В-2, изготовленный заводом № 183 Наркомсреднемаша, со следующими изменениями:
а) увеличить толщину основных бронелистов до 45 мм;
б) улучшить обзорность из танка;
в) установить на танк Т-32 следующее вооружение:
1) пушку Ф-32 калибра 76-мм, спаренную с пулеметом калибра 7,62 мм;
2) отдельный пулемет у радиста - калибра 7,62 мм;
3) отдельный пулемет калибра 7,62 мм;
4) зенитный пулемет калибра 7,62 мм.