Тяжёлый танк ИС-2

Борта корпуса состояли из верхних наклонных и нижних вертикальных листов. К последним снаружи с обеих сторон были приварены шесть кронштейнов торсионных валов, шесть упоров ограничения хода опорных катков, по три фланца для закрепления поддерживающих катков и по две бонки для грязеочистителей, цапфа и стопор для монтажа натяжного механизма гусеницы. В задней части корпуса крепился картер бортовой передачи. Верхняя наклонная часть борта с дном ниши образовывала надгусеничную нишу. Вдоль 8сей верхней части борта корпуса внизу было приварено крыло и ближе к корме крепились с шагом 550 ± 5 мм кронштейны для дополнительных топливных, баков. На наклонных листах бортов и крыльев над гусеницами были приварены бонки и скобки для крепления инструмента и принадлежностей, возимых на танке, а на листе слева выведена кнопка сигнала для связи пехоты с экипажем танка.
Корма корпуса состояла из двух наклонных кормовых листов: верхнего и нижнего. К нижнему приваривались два рыма и две пружинные защелки, а на корпусах со ступенчатым носом крепились еще два запасных трака. Верхний лист состоял из двух частей: неподвижной, крепившейся к бортам и специальным укосам 16 болтами (к ней приваривались специальные крюки для буксирного троса, а на танках со стопором пушки и проушины люнета) и подвижной, закрепленной на петлях и 12 болтах. Для облегчения ее открытия в петлях устанавливался предварительно закрученный на открытие торсионный вал. Для снятия и установки на место подвижной части имелось три рыма.
Посередине крыши моторного отделения на двух петлях крепился надмоторный люк с двумя запорами. В его выпуклой части находились расширительный бачок и отверстие для заправки воды в систему охлаждения.
Крыша над трансмиссионным отделением состояла из двух сваренных между собой ребристых рам с установленными между ними регулируемыми жалюзи. На вварных листах сбоку над трансмиссионным отделением крепились выхлопные трубы и - ближе к корме - задние габаритные фонари.
В корпусе танка имелись специальные каналы для прохода теплого воздуха, обогревающего боевое отделение. Перегородка, отделяющая боевое отделение от моторного, оснащалась иллюминаторными стеклами для наблюдения за работой двигателя и крышкой для доступа к инерционному стартеру.

Схема бронирования ИС-2 обр.1943 г.


Схема бронирования ИС-2 обр.1944 г.

БАШНЯ. Башня танка располагалась над боевым отделением, её ось вращения находилась на расстоянии 3510 мм ± 10 мм от оси ведущих колес. Здесь устанавливалась пушка со спаренным пулеметом, размещались рабочие места командира танка, командира башки (наводчика) и заряжающего, а также часть боекомплекта.
Башня имела сложную геометрическую форму. Ее масса была около 4700 кг, отливалась она из броневой стали. Крыша башни состояла из двух листов, сваренных между собой в стык и затем приваренных к корпусу; передний лист в зависимости от модификации был наклонен на 5' или 3' от горизонтали.
В лобовой части башни имелась амбразура, которая закрывалась снаружи кожухом - бронеэащитой артиллерийской системы с тремя отверстиями для пушки, спаренного с ней пулемета (справа от пушки) и телескопического прицела (слева от пушки). Форма бронезащиты артиллерийской системы была образована пересечением четырех сфер. Для монтажа и демонтажа башни и бронезащиты пушки служили пять приваренных рымов. Снаружи по бортам башни были приварены поручни для танкового десанта.
В корме башни с левой стороны находился прилив для шаровой установки кормового пулемета. Для стрельбы из личного оружия на бортах башни были предусмотрены два отверстия, закрывавшиеся коническими броневыми заглушками, В крышу была вварена командирская наблюдательная башенка овальной формы с входным люком и шестью смотровыми щелями со стеклами «триплекс», позволявшими командиру танка вести круговое непрерывное наблюдение за полем боя.
Перед наблюдательной башенкой в крыше имелось отверстие с оградительным бронированным кольцом для антенного ввода радиостанции, а справа - входной люк, крышка которого запиралась двумя замками. Для уменьшения усилия при открывании крышки люка и амортизации ударов в ее петли был вставлен предварительно закрученный торсионный вал.

Башня танка ИС-2.
Два отверстия в переднем наклонном листе крыши предназначались для установки броневого колпака перископического прицела ПТ4-15 (на танке ИС-85) или ПТ4-17 (на танке ИС-122) и броневого колпака перископического (призменного) смотрового прибора. На танках с прицелом ТШ-17 (вместо прицела ПТ4-17) устанавливался смотровой прибор MK-IV. Между прицелом и перископом к крыше был приварен сферический колпак защиты вентиляционного отверстия.
        Внешняя связь осуществлялась радиостанцией 10-Р (10-РК), установленной на левом борту рядом с сиденьем командира танка. Внутреннюю связь между членами экипажа обеспечивала танковое переговорное устройство ТПУ-4-бис с абонентными аппаратами. Спереди слева в башне размещался ручной огнетушитель.
        На верхнем погоне справа был установлен механизм поворота башни. У сиденья наводчика находился электроспуск (контроллер) и ручной привод механизма поворота, на маховичке которого имелись электрический (кнопка) и ручной (рычажок) спуски спаренного пулемета. На верхнем погоне около сиденья наводчика находился стопор походного положения башни.
В башне также располагались элементы электрооборудования и часть запасного инструмента и принадлежностей (ЗИП). Вся документация хранилась в сумке около вытяжного вентилятора. Последний вентилятор (повышенной производительности - более 9 кубометров в минуту) обеспечивал нормальные условия работы всех членов экипажа. Концентрация СО при его работе внутри боевого отделения не превышала 0,1 миллиграмма на литр, что было вполне допустимо.
ВООРУЖЕНИЕ. Вооружение ИС-2 от ИС-1 отличалось прежде всего установкой более мощной 122-мм танковой пушкой Д-25 и меньшим боекомплектом.
Пушка производилась на том же заводе №9 НКВ и представляла собой укороченный на 245 мм ствол корпусной пушки образца 1931/37 гг. А-19, наложенный на люльку 85-мм танковой пушки Д5Т-85, но с несколько удлиненными цилиндрами и штоками тормоза отката и накатника. Поршневой затвор, применявшийся на первых образцах Д-25, был заимствован у 122-мм корпусной пушки образца 1931 года. Казенник был несколько изменен, введен лоток для облегчения заряжания и усиленный подъемный механизм. Противооткатные устройства располагались над стволом, что обеспечивало динамическую уравновешенность при выстреле и удобство обслуживания противооткатных устройств. С пушкой, как и в танке ИС-1, был спарен пулемет ДТ.
В качестве прицельных приспособлений на ИС-2 служили прицел 10Т-17 или ТШ-17 и прицел ПТ4-17, расположенные слева от пушки.
Для стрельбы из пушки Д-25 использовались выстрелы раздельно-гильзового заряжания 122-мм пушки образца 1931 г. А-19:
- дальнобойный осколочно-фугасный выстрел 53-ВОФ-471 со снарядом 53-ОФ-471 и взрывателем РГМ;
- бронебойно-трассирующий выстрел 53-ВБР-471 со снарядом 53-БР-471 и взрывателем ДР.
Разрешалась стрельба при первом и втором зарядах гаубичными осколочно-фугасными стальными снарядами ОФ-462 с взрывателем РГМ.


122-мм пушка Д-25Т с поршневым затвором.

Часть боекомплекта 122-мм пушки размещался в башне, а часть - на днище боевого отделения. Боекомплект состоял из 28 выстрелов раздельно-гильзового заряжания, 37 пулеметных дисков и 25 гранат Ф-1. Все снаряды размещались в задней нише башни в четырех укладках хомутикового типа. В двух боеукладках - вертикально, по 12 в каждой; в двух других - горизонтально, по два в каждой. Снарядные гильзы укладывались на днище боевого отделения, на двух средних ящиках - сверху, в подбашенной коробке - справа и слева, на правом борту боевого отделения и в носовой части башни - справа от пушки. Гранаты Ф-1 и запалы к ним укладывались так же, как и в ИС-1.
На танке был установлен двигатель В-2ИС. 12-цилиндровый четырехтактный быстроходный бескомпрессорный дизель со струйным распылением, водяного охлаждения, V-образного типа с углом развала блоков цилиндров 60'.
В его конструкцию, по сравнению с предыдущим В-2К, были внесены соответствующие изменения, повышающие эффективность работы и его эксплуатационные качества:
- установлен топливный насос НК-1 с всережимным регулятором РНК-4 и корректором подачи топлива;
- использовался электроинерционный стартер, обеспечивавший надежный запуск двигателя с помощью электромотора или вручную;
- для очистки масла применялся металлический проволочно-щелевой масляный фильтр «Кимаф».
В корпусе танка располагались: топливные баки, топливный распределительный кран, ручной подкачивающий насос, сливной краник, бачок для слива топлива, трубопроводы, соединяющие агрегаты системы питания, привода к топливному насосу. На двигателе устанавливались топливоподкачивающая помпа, топливный фильтр тонкой очистки, топливный насос, топливопроводы высокого давления и форсунки.
Для очистки воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, служили два воздухоочистителя марки ВТ-5типа «Мультициклон», размещенные в моторном отделении справа и слева от двигателя.
Смазка двигателя - циркуляционная под давлением. В корпусе танка располагались масляный бак, два масляных радиатора, масляный кран-редуктор, ручной подкачивающий насос и контрольные приборы - аэротермометр и манометр. На двигателе устанавливались трехсекционный шестеренчатый масляный насос, служащий для создания циркуляции масла в системе, и масляный фильтр «Кимаф» для очистки масла от механических частиц.
Конструкция ходовой части с длиной опорной поверхности 4310 мм обеспечивала тяжелому танку достаточно высокую подвижность на поле боя и повышенную проходимость.
Она включала гусеничный движитель и подвески, частично заимствованные у танка KB (гусеничные ленты и поддерживающие катки). Гусеничный движитель состоял из двух лент, двух ведущих колес, двенадцати опорных катков, шести поддерживающих катков и двух направляющих колес (ленивцев) с механизмами натяжения гусеничных лент.

Тяжёлый танк ИС-2 обр.1944 г. с установкой 12,7-мм пулемёта ДШК (вид спереди-на правый борт).
Каждая гусеничная лента с шагом 160 мм собиралась из 86 отдельных траков шириной 650 мм, соединенных между собой пальцами, которые вставлялись в проушины траков. Сначала у танков ИС были штампованные траки, и для уменьшения массы и улучшения технологичности производства каждая гусеничная лента имела 43 трака с гребнем и 43 разъемных (составных) трака без гребня с шириной каждой половины 322 мм. Гребневые и безгребневые траки чередовались между собой и соединялись шарнирно при помощи пальцев, стопорившихся с помощью пружинного кольца. Во время войсковой эксплуатации выяснилось, что штампованные траки не обеспечивают гарантийный 1000 км ресурс пробега. В связи с этим начиная с сентября 1944 года на танки ИС-2 стали устанавливать более надежные литые траки из стали 27 СГТ.
        Ведущее колесо имело два съемных зубчатых венца с 14 зубьями, диаметр по вершинам зубьев 820 мм. Направляющие колеса были взаимозаменяемы с опорными катками и представляли собой стальную отливку с ребрами жесткости и в отличие от катков KB первых выпусков не имели внутренней амортизации. Диаметр катка - 550 мм. Механизм натяжения гусеничной ленты состоял из шестигранной муфты, внутри которой были нарезаны правая и левая резьбы, и двух винтов. Поддерживающий каток диаметром 385 мм, стальной, литой, устанавливался на оси кронштейна на двух шарикоподшипниках. Подвеска танка независимого торсионного типа состояла из 12 балансиров, торсионов и упоров. Торсионный вал изготавливался из легированной стали и на концах имел треугольные шлицы. Один конец вала соединялся шлицами с трубой балансира, другой, также на шлицах, закреплялся неподвижно в кронштейне торсиона противоположного борта. Для ограничения подъема балансира при движении танка по неровностям к бортам корпуса были приварены упоры. Бесплатная упаковка парфюмерия от сара конор
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ. Система электрооборудования состояла из источников тока - двух стартерных аккумуляторных батарей типа 6-СТЭ-128 и генератора ГТ-4563А с реле-регулятором РРА-24Ф - и потребителей тока: электромотора СА-189 электроинерционного стартера, электромагнитного включателя ВМ-117 электроинерционного стартера, электромагнита храповика стартера РА-176, приборов внутреннего и внешнего освещения, электроспусков пушки и пулеметов, мотора поворота башни МБ-20К с контроллером, мотора вентилятора МВ-12, электросигналов ГФ-4702 для внешней и внутренней сигнализации, бобины питания электросвечей зимнего запуска КП-4716 и вспомогательной аппаратуры: вращающегося контактного устройства ВКУ-27, выключателя «массы» ВБ-404, щитка электроприборов механика-водителя и предохранительных щитков башни и защиты аккумуляторов и электропроводки.
Агрегаты и механизмы электрооборудования обеспечивали запуск двигателя танка, вращение башни, вентиляцию боевого отделения, освещение внутри танка и вне его, спуск ударного механизма пушки и затворов пулеметов, звуковую сигнализацию, подогрев воздуха во всасывающих коллекторах двигателя зимой, питание средств внешней и внутренней связи - радиостанции и аппаратов - ТПУ.


Тяжелый танк ИС-2 на улице Берлина, апрель 1945 г. На бортах башни накрашена полоса белого цвета, на крыше башни - белый крест. Скорее всего - на снимке резервный танк из 85-го тяжелого танкового полка прорыва. На башне нет полковой эмблемы - белого медведя на фоне красной пятиконечной звезды, нет также и тактического номера. Эмблема и номер должны быть нарисованы в промежутках полосы.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. Радиостанция 10-Р предназначалась для двухсторонней радиосвязи с другими танками, а также для связи с другими родами войск. Это была приемопередающая телефонно-телеграфная симплексная радиостанция, у которой передатчик и приемник работали на фиксированных волнах, стабилизированных кварцами. Радиостанция 10-Р могла работать совместно с радиостанциями 9-Р, 12-РП, РБ и другими.
Дальность связи зависела от высоты антенны, от рода работы (в режиме телефона или телеграфа) и от состояния объекта (на стоянке или в движении). При работе в режиме телефона при высоте штыря антенны 4 м максимальная дальность связи в движении равнялась 20 - 25 км, на месте - 35 - 40 км. При работе в режиме телеграфа - несколько большей.
Для внутренней связи между членами экипажа использовалось танковое переговорное устройство типа ТПУ-4-бис-Ф, служившее и для внешней связи командира машины или командира башни (наводчика) через радиостанцию 10-Р. На танке могла устанавливаться и радиостанция 10-РК, имевшая с радиостанцией 10-Р одинаковый вид, но принципиально иную схему. Радиостанция 10-РК могла работать на штыревую антенну высотой до 4 м и на антенну с метелкой.

стр.1     1 страница   3 страница    стр.3
Hosted by uCoz