Артиллерийский тягач "Коминтерн"

Промышленный гусеничный трактор "Коммунар", который Харьковский паровозостроительный завод (ХПЗ) им.Коминтерна начал выпускать с 1924 года по образцу немецкого трактора "Ганомаг ВД-50", с конца 1920-х годов широко использовался в Красной Армии для буксировки новых тяжелых артсистем, неподъемных конной тягой. С учетом его основного применения завод непрерывно поднимал мощность двигателя и скорость движения, доведя их в последней модификации "3-90" до 90 л.с. и 15 км/ч. Но это был уже предел для устаревшей машины. К тому же она перестала устраивать артиллеристов по своим тяговым свойствам, подвижности, надежности и удобству применения. Армии требовался специальный быстроходный средний гусеничный тягач для буксировки орудий массой до 10 т, а также для выполнения в войсках тяжелых транспортных работ. В 1930 году по заданию Главного артиллерийского управления ХПЗ начал разработку такого тягача под руководством Б.Н.Воронкова (ведущие конструкторы Д.М.Иванов, Д.Ф.Бобров). К 7 ноября 1931 года на заводе построили три опытных образца.
Тягач, названный "Коминтерн", развивал скорость до 18 км/ч, имел новую подвеску и ходовую часть, однако при небольшой массе (7 т) и мощности (65 л.с.) показал недостаточную силу тяги. К тому же у него, как и у "Коммунара", отсутствовали грузовая платформа, лебедка и закрытая кабина. После полигонных испытаний, проведенных в 1932 году, доводкой тягача занималась в тракторно-конструкторском бюро (ТРК) бригада во главе с Н.Г.Зубаревым (Б.Н. Воронков перешел на ХТЗ), куда также вошли инженеры А.Г.Гулита и В.П.Каплин. На "Коминтерн" установили оригинальный, специально разработанный двигатель увеличенной мощности, ходовую часть и подвеску использовали от танка Т-24, ранее выпускавшегося заводом, повысили скорость и силовой диапазон в трансмиссии, установили кабину автомобильного типа для экипажа и платформу для перевозки орудийного расчета, боекомплекта и снаряжения. Впервые в отечественной практике на тягаче была применена лебедка с тяговым усилием, сопоставимым с массой прицепа, и он стал соответствовать всем предъявленным тогда артиллеристами требованиям к быстроходной гусеничной машине для выполнения тяжелых транспортных работ в условиях бездорожья и вскоре был принят на снабжение Красной Армии.
С апреля и до конца 1934 года была выпущена первая установочная партия в 50 единиц. С 1935 года зааод перешел к серийному производству. Из-за большого объема ручных подгоночных работ оно осуществлялось путем стендовой сборки, что позволяло выпускать от 25 до 32 тягачей в месяц.

"Коминтерны" со 122-мм корпусными пушками А-19 во время парада на Красной площади. 7 ноября 1938 г.
В параде на Красной площади "коминтерны" впервые приняли участие 1 мая 1937 года, а в ноябре из Севастополя в Китай морским путем было отправлено 30 машин.
        Артиллерийский тягач "Коминтерн" имел классическую, очень удобную в работе и обслуживании компоновку грузового автомобиля, с передним расположением двигателя, последовательно установленными за ним кабиной, грузовой платформой и задними ведущими колесами. Внутри рамы под полом кабины и кузова располагались все агрегаты трансмиссии и тяговая лебедка (с выдачей троса назад). Двигатель "КИН" - оригинальный, четырехцилиндровый, рабочим объемом 15,095 л, четырехтактный, жидкостного охлаждения, верхнеклапанный, с двумя съемными головками - был нетребователен к топливу (работал на любом бензине, но предпочтительно на автобензине второго сорта и на смеси его с лигроином и керосином, так как имел степень сжатия всего 4,65) и хорошо заводился мощным электростартером или безопасной пусковой рукояткой с понижающим редуктором даже при низких температурах. Из-за своей переразмерности (масса с маховиком - около 1000 кг) и относительной тихоходности он отличался выносливостью и надежностью, свободно выдерживая все межремонтные пробеги (2000 км) даже в тяжелых армейских условиях. Карбюратор - типа "Солекс" (собственного изготовления ХПЗ), зажигание - от магнето с пусковым ускорителем. Система смазки была специально приспособлена для устойчивой работы на подъемах до 40°. Приводы всех вспомогательных агрегатов - шестеренные, каких-либо ременных передач, а следовательно и связанных с ними отказов, двигатель не имел. Подача топлива из баков производилась ручным воздушным насосом. С 1939 года дополнительно стал устанавливаться топливный насос ЗИС-5 с приводом от двигателя.
Главный фрикцион - двухдисковый (сталь по ферродо), с тормозом, облегчавшим переключение передач. Коробка передач - пятиступенчатая с силовым диапазоном 7,61 (против 3,81 у трехступенчатой на "Коммунаре") - обеспечивала как движение с "ползучей" скоростью 2,6 км/ч и тяговым усилием 6800 кгс, так и максимальную, высокую по тем временам скорость до 30,5 км/ч по шоссе. С главной передачей КП связывал карданный вал с шарнирами "Макеник", не требующий точной центровки агрегатов. Бортовые фрикционы и тормоза располагались на мало-нагруженных продольных ведущих валах главной передачи, что значительно уменьшало ширину трансмиссии и гусеничного хода - решение, больше не встречавшееся в отечественной практике. Работавшие на минимальном входном крутящем моменте бортовые фрикционы "Коминтерна", имевшие чугуные ведомые диски и стальные ведущие, обладали высокой износостойкостью и не требовали от водителя больших усилий при отключении.
Рама тягача - цельносварная, замкнутая, из двух продольных швеллеров, связанных поперечинами, косынками и раскосами. Заднее тягово-сцепное устройство - пружинный поворотный крюк, удобный и надежный.
Подвеска - пружинная (свечная), на четырех балансирных тележках, очень эластичная (ход подвески - 72 мм), что в сочетании с обрезиненными опорными и поддерживающими катками позволяло двигаться по бездорожью с высокой средней скоростью без разрушения ходовой части.
Гусеница - облегченная, танкового типа, с гребневым зацеплением, с почвозацепами высотой 50 мм, чго обеспечивало необходимое сцепление с грунтом и. передвижение по дорогам с твердым покрытием без повреждения полотна. При езде по слабым грунтам и обледенелым дорогам сцепные свойства были недостаточны (тягач буксовал на подъеме в 5 - 6°, сползал на обочину, не мог двигаться по косогору), но они значительно повышались при установке на траки одинарных и двойных шпор.

Тягач "Коминтерн" с 76-мм зенитным орудием 3К переправляется
на восточный берег Халхин-Гола. 150-й зенитный-артиллерийский дивизион.
Август 1939 года.
Деревянная кабина с металлической обшивкой использовалась от грузовика ЗИС-5 с небольшими переделками, вызванными спецификой тягача (в частности, место водителя располагалось справа). Все окна, в том числе и заднее, могли открываться, что способствовало лучшей вентиляции. За кабиной находились два металлических бензобака по 275 л. На грузовой платформе автомобильного типа площадью 5,36 м3, с откидными бортами и съемным тентом, на двух поперечных сиденьях и на скамейке над бензобаками располагался расчет.
Электрооборудование 12-вольтовое, с достаточным ассортиментом приборов освещения и сигнализации, на уровне автомобилей тех лет. Лебедка с горизонтальным барабаном (тяговое усилие - до 10 000 кгс), тросом длиной 30 м и диаметром 22 мм была связана с отбором мощности коробки передач через червячный редуктор и открытую цилиндрическую пару. Торможение барабана производилось из кабины.
Армейские испытания "Коминтерна", проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что, несмотря на архаизм отдельных решений, машина получилась добротной. Максимальная скорость по шocce в колонне составляла 21 км/ч, средняя по шоссе - 16 км/ч, по грунту - 12 км/ч, средняя по проселку - 6 - 8 км/ч. Максимальный подъем без прицепа - 30°, подъем с прицепом - до 17°, без прицела - до 25° (такой же и спуск), косогоры - до 19°, канава - до 1,3 м, брод (с подготовкой) - 1 м, стенка - 0,7 м.
При эксплуатации отмечались большой расход топлива (порой до 5 кг на 1 км); малая поперечная устойчивость из-за относительно узкой колеи и высокого центpa тяжести (отсюда и недостаточная поворачиваемость - радиус поворота 4,5 м) или, наоборот, - излишняя путевая устойчивость; отдельные случаи спадания гусениц - из-за неудачной конструкции ведущей звездочки; износ главного фрикциона; скручивание первичного вала КП. В связи с большим числом точек смазки, наличием в ходовой части подшипников скольжения и слабых уплотнений, техобслуживание тягача было трудоемким. Всего за время производства было выпущено 1798 тягачей "Коминтерн". В армии (туда попало 1712) они служили долго и успешно и по праву считались одними из лучших средних арттягачей 30-х годов.
Тактико-технические характеристики
артиллерийского тягача "Коминтерн"
Год выпуска
    1934
Число мест в кабине
    2
Число мест в кузове
    12
Масса, т
    10,64
Масса груза, кг
     2000
Масса прицепа, т
   12
    14 - с перегрузкой
Габариты, м
    длина
    ширина
    высота
    клиренс
    
    5,765
    2,208
    2,538
    0,4
Удельное давление
на грунт, кг/см2
    0,49
Двигатель
дизельный, КИН
131 л.с.
Макс. скорость, км/ч
    30,5
Запас хода, км
   по шоссе - 220
    по грунту - 170
Запас топлива, л
    550
Выпущено, шт
    1798
С их помощью резко повысилась тактическая и оперативная подвижность артиллерии. Эти машины могли буксировать практически весь парк тяжелых артиллерийских систем: 76-мм зенитные пушки образца 1931 года, 85-мм зенитные пушки образца 1939 года, 122-мм пушки образца 1931/37 года, 122-мм гаубицы образца 1938 года, 152-мм гаубицы образца 1934/36 года, 152-мм пушки образца 1935 года (БР-2), 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20), 203-мм гаубицы образца 1931 года (Б-4). На довоенных парадах они обычно возили 122-мм корпусные пушки образца 1931/37 года (А-19) и 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).
По состоянию на 1 января 1941 года в Красной Армии находилось 1017 "коминтернов" (4,7% парка специальных артиллерийских тягачей), хотя по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, их должно было быть 6891. На 22 июня того же года в войсках их имелось 1500.
В годы Великой Отечественной "коминтерны" принимали самое активное участие в боевых действиях, неся при этом сравнительно небольшие потери. Запасные части к ним, естественно, уже не выпускались, но, благодаря добротности и надежности конструкции, они уверенно выдерживали все межремонтные пробеги. Например, двигатель в тяжелых фронтовых условиях, как правило, выдерживал 2000 км пробега всего с одной перетяжкой шатунных подшипников. На 1 января 1943 года в артиллерии оставалось всего 385 таких тягачей, еще некоторое количество эксплуатировалось в других родах войск, в том числе и танковых.
Летом - осенью 1943 года в НАТИ были проведены углубленные испытания тягача "Коминтерн" по новой методике. Двигатель, как и ожидалось, развил меньшую, чем по техзаданию, мощность (сказывался износ), но все же достаточно высокую - 126 л.с. при 1250 об/мин. Удельный расход топлива оказался, действительно, велик даже для степени сжатия 4,65 - 326 г/э.л.с.ч, что давало минимальный километровый расход на пятой передаче 1,4 кг. Коэффициент сцепления гусениц с грунтом был явно мал (f = 0,593), но, тем не менее, соответствовал уровню других быстроходных гусеничных тягачей с так называемой танковой гусеницей с мелким рисунком грунтозацепов. Отмечалось, что передаточные числа в коробке передач выбраны правильно, а это обеспечивало при движении на всех передачах запас тяговых усилий более 20%, на пятой передаче - даже более 40%. Благодаря чему "Коминтерн" уверенно буксировал штатный прицеп на пятой передаче по дорогам любого класса, развивая при этом тяговое усилие 340 кгс при скорости 27,8 км/ч. Максимальная сила тяги с перегрузкой (на первой передаче) была реализована большая, чем полученная ранее на армейских испытаниях - 7500 кгс при скорости 2,3 км/ч, причем перегрузка тягача, вызывающая остановку двигателя, сопровождалась сильным буксованием, приближающимся к полной пробуксовке гусениц - идеальный случай тягово-скоростного баланса.
К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября 1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного "Коминтерна", хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.

Фотографии арттягача "Коминтерн" 

Один из трёх опытных тракторов "Коминтерн" во дворе завода ХПЗ. Очень хорошо видно насколько этот экземпляр отличается от своих будущих собратьев. В частности бросается в глаза отсутствии грузовой платформы и закрытой кабины. Ноябрь 1931 года. Нарком обороны К.Е.Ворошилов объезжает войска, построенные для парада. На заднем плане - тягачи «Коминтерн», использовавшиеся в данном случае в качестве эвакуационных. В 30-е годы отказы двигателей боевых машин на Краской площади были частым явлением. 7 ноября 1937 г. Артиллерийские тягачи "Коминтерн" парадным строем со 122-мм корпусными пушками А-19 проходят во время парада по Красной площади. 1937 год.
"Коминтерны" со 152-мм пушками-гаубицами МЛ-20 обр.1937 г. на Красной площади. 7 ноября 1937 г. "Коминтерны" проходят парадным строем по Красной площади. 7 ноября 1937 года. "Коминтерны" со 152-мм пушками-гаубицами МЛ-20 обр.1937 г. проходят парадным строем по Красной площади. В кузове сидит весь расчёт орудия - 12 человек. 7 ноября 1937 года.
В парадном строю на площади Урицкого в Ленинграде - тягачи "Коминтерн" с корпусной артиллерией. Довоенное фото. Артиллерийские тягачи "Коминтерн" буксируют 203-мм гаубицы Б-4 с передками раннего типа. Москва, Красная площадь, 7 ноября 1938 года. Артиллерийские тягачи "Коминтерн" буксируют 203-мм гаубицы Б-4 с передками раннего типа. Москва, Красная площадь, 7 ноября 1938 года. Артиллерийские тягачи "Коминтерн" буксируют 152-мм пушки Бр-2 с передками раннего типа. Москва, Красная площадь, 7 ноября 1938 года. "Коминтерны" буксируют 76-мм зенитные пушки 3К обр.1931 года, во время парада на Красной площади. 7 ноября 1938 г.
Артиллерийские тягачи "Коминтерн" буксируют 203-мм гаубицы Б-4 с передками раннего типа. Москва, Красная площадь, 7 ноября 1938 года. Тягач «Коминтерн» с трофейной 150-мм японской гаубицой "Тип 96" на прицепе. Халхин-Гол, 1939 г. Эвакуация разбитых танков Т-26 тягачем «Коминтерн». Карельский перешеек, февраль 1940 года.
Разбитые арт.тягач "Коминтерн" с 76-мм зенитной пушкой обр.1931 г.
Artillerschlepper Kom-604(r) полевого ремонтного подразделения люфтваффе. На снимке справа - Raurschlepper St(r). Советская колонна - тягачи "Коминтерн" с зенитными пушками захвачена немцами. Левее - сброшенный с дороги легковой автомобиль ЗиС-101. Лето 1941 года.
"Коминтерн" буксирует 203-мм гаубицу Б-4.
Разбитый тягач "Коминтерн". Лето 1941 года. Артиллерийский тягач "Коминтерн". Вид спереди. (рис. Oliver).
"Коминтерн" буксирует 152-мм пушку-гаубицу МЛ-20 обр.1937 г.
Модель арт.тягача "Коминтерн" (А.Крисько) Модель арт.тягача "Коминтерн" (А.Крисько) Модель арт.тягача "Коминтерн" (А.Крисько) Модель арт.тягача "Коминтерн" (А.Крисько) Артиллерийский тягач "Коминтерн". Вид сбоку. (рис. Oliver).
Модель арт.тягача "Коминтерн" (К.Золотых)
 

            Чертеж арттягача "Коминтерн":
                   - общие проекции
                   - компоновка тягача


Источники:
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии". (Бронеколлекция №3, 2002 г.)
"Гусеничные тягачи Красной Армии" Ч.I. ("Военные машины" №74)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)

Вернуться к грузовикам, тягачам  Вернуться на главную страницу
Hosted by uCoz