Летом - осенью 1943 года в НАТИ были проведены углубленные испытания тягача "Коминтерн" по новой методике. Двигатель, как и ожидалось, развил меньшую, чем по техзаданию, мощность (сказывался износ), но все же достаточно высокую - 126 л.с. при 1250 об/мин. Удельный расход топлива оказался, действительно, велик даже для степени сжатия 4,65 - 326 г/э.л.с.ч, что давало минимальный километровый расход на пятой передаче 1,4 кг. Коэффициент сцепления гусениц с грунтом был явно мал (f = 0,593), но, тем не менее, соответствовал уровню других быстроходных гусеничных тягачей с так называемой танковой гусеницей с мелким рисунком грунтозацепов. Отмечалось, что передаточные числа в коробке передач выбраны правильно, а это обеспечивало при движении на всех передачах запас тяговых усилий более 20%, на пятой передаче - даже более 40%. Благодаря чему "Коминтерн" уверенно буксировал штатный прицеп на пятой передаче по дорогам любого класса, развивая при этом тяговое усилие 340 кгс при скорости 27,8 км/ч. Максимальная сила тяги с перегрузкой (на первой передаче) была реализована большая, чем полученная ранее на армейских испытаниях - 7500 кгс при скорости 2,3 км/ч, причем перегрузка тягача, вызывающая остановку двигателя, сопровождалась сильным буксованием, приближающимся к полной пробуксовке гусениц - идеальный случай тягово-скоростного баланса.
К концу войны в действующей армии еще находилось 568 машин (потери с 1 сентября 1942 года составили всего 56 единиц). До наших дней не уцелело ни одного "Коминтерна", хотя в музее НИИ-21 такой тягач сохранялся до 1967 года.
Фотографии арттягача "Коминтерн" |
Чертеж арттягача "Коминтерн":
- общие проекции
- компоновка тягача
Источники:
Е.Прочко "Артиллерийские тягачи Красной Армии". (Бронеколлекция №3, 2002 г.)
"Гусеничные тягачи Красной Армии" Ч.I. ("Военные машины" №74)
М.Коломиец "Бои у реки Халхин-Гол". (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
|