Тяжёлый скоростной танк КВ-1С

КВ-1С 5-ого гвардейского тяжёлого танкового полка прорыва.
Северо-западнее Сталинграда. Ноябрь 1942 года.

            Дополнительные материалы:
                   - производство танков КВ-1С в 1942-43 гг.


Модификации танка КВ-1С и машины на его базе:
КВ-8С - серийный огнемётный танк с 45-мм обр.1932/38 гг. и автоматическим огнемётом АТО-41 (1942 г.). Выпущено 35 машин.
КВ-85Г - опытный образец КВ-1С с 85-мм пушкой С-31 (1943 г.). Танк являлся предшественником серийного танка КВ-85.
СУ-152 - серийная самоходная артиллерийская установка с 152-мм гаубицей-пушкой МЛ-20 (1942 г.). Выпущено 670 машин.

От КВ-1 к КВ-1С
За счет толстой брони танк КВ, к началу 1942 года, все еще доминировал на полях сражении, а невозможность серьезного противодействия со стороны немецких противотанковых средств (за исключением 88-мм пушки FLAK 36/37 универсального назначения) позволяла нашим танкистам проводить эффектные атаки, которые отзывались в прессе восторженными откликами.
Но наряду с добрыми отзывами, приходившими с фронтов, появлялись и тревожные: у противника - новые противотанковые средства. Среди них подкалиберные снаряды к 50-мм противотанковым пушкам. Из трофейных документов стало известно, что подкалиберные снаряды противник рассматривает как новое эффективное средство борьбы с танками КВ. Однако для серьезной модификации танка времени не было, фронт требовал все больше машин. В этих условиях приходилось принимать и половинчатые решения. Например, экранировали лобовую броню, башню, из-за чего танк становился еще более тяжелым, а значит менее поворотливым. Вследствие перебазирования завода, потери части квалифицированных рабочих качество сборки танков КВ значительно ухудшилось, что также заметно влияло на надежность машины на фронте. В оперативно-тактическом плане танк КВ отрицательно оценивали некоторые известные танковые командиры. Маршал бронетанковых войск М. Е. Катуков, тогда генерал-майор, в сентябре 1942 года был вызван в Ставку. Там спросили его мнение о танках. Генерал ответил, что танки Т-34 полностью оправдывают свое назначение, а тяжелые танки КВ неповоротливы и медлительны, препятствия преодолевают с трудом, ломают мосты и вообще приносят много хлопот. Да и вооружение их не отличается от средних танков - та же 76-мм пушка. Вот если бы на КВ пушка была бы посильнее, тогда другое дело.
Главный конструктор КВ Ж. Я. Котин, принимая претензии военачальников, объезжал фронтовые танковые части с блокнотом в руках, подробно расспрашивая командиров машин, механиков-водителей и наводчиков. Их советы, просьбы, замечания по конструкции тяжелых танков он записывал и стремился реализовать в новых разработках. На Южном фронте в июне 1942 года Ж. Я. Котина принял командующий Р. Я. Малиновский. Войска под его началом только что сражались под Барвенково, продвинулись вперед. Однако при этом выяснилось, что тяжелые танки в распутицу выходили из строя из-за поломок в коробках передач. Котин вместе с конструктором М. Ф. Балжи и другими специалистами пришел к выводу, что нужно менять весь узел целиком: в изменившихся боевых условиях с частыми наступательными операциями тяжелому танку необходимы высокие скорости, стремительные рывки на любой местности, быстрая смена направлении движения для уклонения от снарядов качественно меняющейся противотанковой артиллерии противника. Словом нужен новый танк с улучшенной трансмиссией и коробкой передач, с иной конструкцией бортовых фрикционов.
Боевую эффективность танков снижали и другие не менее досадные обстоятельства. Например, недостатки в структуре танковых частей, когда в одном батальоне имелась рота тяжелых танков КВ, рота средних и рота легких танков.

Танк КВ-1С. 1-й опытный образец.
Лето 1942 г.
Управлять таким батальоном тяжело, но крайней мере, по трем причинам: во-первых, на танках стояли радиостанции разных типов, и связь по радио между ротами была довольно сложной; во-вторых, на марте роты шли с разными скоростями; в-третьих, тяжелые танки КВ, действовавшие, как правило, в первом эшелоне или в передовом отряде, затрудняли движение идущим во след средним и легким танкам, так как нарушали мосты и переправы. Поэтому Котин настойчиво предлагал комплектовать из тяжелых танков отдельные танковые полки, бригады. Его выводы полностью совпадали с мнениями крупных военачальников. Маршал И. Х. Баграмян, например, писал, что неудачу в Харьковской операции 1942 года, в том числе обусловили и недочеты в структуре бронетанковых войск.
Тяжелый танк КВ создавался для прорыва мощных оборонительных линий, насыщенных противотанковой артиллерией. На случай контратак противника КВ мог уверенно вступать в единоборство с любой вражеской машиной, обладая при этом преимуществами по всем боевым параметрам. Однако с развитием немецких противотанковых средств один из основных компонентов защиты КВ - мощная броня потеряла спою первостепенную актуальность. Танк КВ, равный по своему вооружению Т-34, но менее маневренным, не имел перед последним никакого преимущества, хотя был более дорог в производстве. Оставалось либо снять танк с производства, либо модернизировать его, максимально приблизив по своим возможностям к "тридцатьчетверке". В силу ряда причин объективного и субъективного свойства был выбран второй вариант, и летом 1942 года началась активная работа над новой машиной КВ-1С (скоростной).

Рождение скоростного КВ
5 июня председатель ГКО И. Сталин подписал постановление № 1878 сс следующего содержания:
«Опыт боевого применения КВ-1 в воинских частях вскрыл следующие недостатки KB:
1) Большой вес танка (47,5 т), что сокращает его боевую оперативность и усложняет условия боевой эксплуатации;
2) Недостаточная надежность коробки перемены передач вследствие недостаточной прочности шестерен первой и замедленной передач и картера;
3) Недостаточно интенсивная работа системы охлаждения двигателя, вследствие чего приходится часто производить переключение скоростей с высших на низшие, что приводит к сокращению средних скоростей движения и ограничивает возможность полного использования мощности двигателя;
4) Недостаточная круговая обзорность танка из-за неудобного расположения смотровых приборов и отсутствия командирской башенки.
Кроме этих основных дефектов из армии поступают сообщения о дефектах сборки и изготовления отдельных узлов, в особенности дизеля танка, что свидетельствует о еще недостаточном контроле за изготовлением и сборкой танков и нарушении техпроцесса».
Этим же постановлением ГКО ЧКЗ предписывалось перейти с 1 августа на выпуск танков KB массой не более 42,5 т. Для уменьшения массы танка приказом наркома танковой промышленности заводам УЗТМ и № 200 разрешалось изменить толщину броневых листов:

Танк KB-1С (выпуска зимы 1942 года) на полигоне в Кубинке. Лето 1943 года.
а) Уменьшить толщину бортовых листов, лобового и нижнего листов и листов сварной башни с 75 до 60 мм;
б) Снять экран у водителя - срок 15 июня;
в) Уменьшить толщину листов днища до 30 мм;
г) Уменьшить толщину стенок литой башни и бронезащиты пушки до 80 - 85 мм, а так же уменьшить ее габариты за счет литейных форм, сохранив существующий диаметр погона;
д) Уменьшить ширину трака до 650 мм, срок до 1 июля 1942 года.
Согласно этому приказу на КБ должна была устанавливаться новая восьмискоростная коробка перемены передач, новые радиаторы и вентиляторы. Этим же приказом выпуск КВ-1 массой 47, 5 т сокращался.
К 20 июня на заводе № 100 и ЧКЗ полным ходом шли работы по отработке узлов и агрегатов для облегченного танка КВ. Так, испытания новой восьмискоростной коробки перемены передач шли сразу на двух KB (заводские номера № 10279 и 10334), причем начаты они были еще в первых числах апреля. К середине июня машины прошли всего от 379 до 590 км (из запланированных 2000 км). Одновременно с этим, на танках KB № 25810, 10033 и 11021 поставили гусеницу уменьшенной ширины и через один трак без клыков. Масса нового трака была на 1,2 кг меньше прежнего, а вся гусеница была на 262 кг легче. Испытывались радиаторы новой конструкции, разрабатывалась новая башня. Кроме того, три танка KB были направлены в Ташкент для испытаний новой системы охлаждения двигателя в условиях высокой температуры (30 - 36 градусов).
В начале июля началась сборка первых облегченных машин KB, на которые устанавливали новые агрегаты и узлы. В это же время, учитывая сильно осложнившуюся обстановку на южном участке фронта и прорыв немецких войск к Сталинграду, Ставка ВГК решила увеличить производство Т-34 за счет сокращения выпуска КВ. Мотивировка была простой: KB не имел преимуществ перед Т-34 в вооружении, уступал ему в маневренности, был значительно и более сложным и дорогим в производстве. 15 июля 1942 года ГКО принимает решение о развертывании в месячный срок производства танков Т-34 на ЧКЗ. При этом выпуск тяжелых танков на заводе значительно уменьшался - до 450 машин в квартал. Руководство ЧКЗ пыталось отстоять выпуск тяжелых танков, обещая увеличить их производство и улучшить качество, но решение руководства страны было непоколебимым - армии нужны танки и в большом количестве.
На ЧКЗ сборку танков Т-34 решили вести на месте бывшего главного конвейера гусеничных тракторов С-65. Этот цех легче, чем другие, можно было для изготовления нового типа танка. Для организации производства Т-34 конструкторам и технологам ЧКЗ пришлось в предельно сжатые сроки заново разработать технологию более 2 тысяч деталей, свыше 500 штампов, более 5 тысяч различных приспособлений. Все это требовало чрезвычайного напряжения всех ресурсов и сил работников завода. В результате, в августе из ворот ЧКЗ вышло 30 «тридцатьчетверок», а в сентябре Красная Армия получила уже 220 танков Т-34 челябинской сборки. В дальнейшем выпуск Т-34 на ЧКЗ продолжал расти. При этом около 75 % оборудования Кировского завода было задействовано на производстве танков Т-34, на остальных мощностях производился тяжелый танк КВ.
Одновременно с организацией производства Т-34 на ЧКЗ и заводе № 100 полным ходом шли испытания нового танка KB, получившего обозначение KB-1С («С» - скоростной). С 28 июля по 26 августа два КВ-1С прошли государственные испытания, еще до окончания которых - 20 августа - новый тяжелый танк был принят на вооружение Красной Армии.

Описание конструкции
Танк KB-1С от КВ-1 отличался уменьшенной толщиной бортовых листов и листов днища корпуса, литой башней измененной формы, а также размещением членов экипажа в башне и установкой более совершенной коробки передач. Машина имела классическую схему общей компоновки. Забронированный объем боевого и трансмиссионного отделений машины был сокращен за счет уменьшения размеров башни и уменьшения высоты кормовой части корпуса. Кроме того, была снижена масса узлов и агрегатов трансмиссии и ходовой части танка.
Отделение управления располагалось в передней части танка. В нем находились рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста, а также были размещены приводы управления, контрольные приборы, аккумуляторные батареи, воздушные баллоны, пулемет ДТ, радиостанция, часть боеукладки и ЗИПа. В левой части крыши корпуса над отделением управления имелся люк для входа и выхода членов экипажа.
Боевое отделение находилось в средней части корпуса и башне танка. В нем располагались рабочие места командира орудия - наводчика (слева от пушки), командира танка (за наводчиком) и младшего механика-водителя - заряжающего (справа от пушки). На днище боевого отделения размещалась основная часть боеукладки. Вдоль бортов были установлены топливный и масляный баки.

В том время как в городе ведутся бои, рабочие Сталинградского тракторного завода вставляют в КВ-1С отремонтированную коробку передач. Осень 1942 года.
Верхнюю часть боевого отделения составляла вращающаяся башня с установленными в ней пушкой, двумя пулеметами, прицельными приспособлениями и приборами наблюдения. В крыше башни имелся люк, предназначавшийся для входа и выхода трех членов экипажа, размещавшихся в боевом отделении. Над местом командира танка на крыше башни устанавливалась неподвижная командирская башенка с пятью зеркальными смотровыми приборами, обеспечивавшая ему круговой обзор. Для наблюдения вперед и в сторону кормы танка у заряжающего в крыше башни устанавливались два зеркальных смотровых прибора.
        Моторное отделение располагалось за боевым отделением и было отделено от последнего перегородкой. В отделении устанавливались: двигатель (на надмоторной раме вдоль продольной оси), водяные и масляный радиаторы (вдоль бортов) и два комбинированных воздухоочистителя. Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и было отделено от моторного отделения перегородкой. В нем размещались узлы и агрегаты трансмиссии.
        Танк был вооружен 76,2-мм танковой пушкой ЗИС-5 обр. 1941 г. и четырьмя 7,62-мм пулеметами ДТ Пушка и спаренный с ней пулемет ДТ имели общие приборы и механизмы наводки и стрельбы. Полная длина ствола пушки составляла 41,5 калибра. Она имела клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа, противооткатные устройства, состоявшие из гидравлического тормоза отката и гидропневматического накатника, и гильзоулавливатель, предназначавшийся для улавливания гильз, выбрасываемых после выстрела. Гильзоулавливатель крепился на оси в специальном кронштейне в задней части корыта люльки, мог занимать боевое и походное положения и состоял из сварного корпуса и брезентового мешка. В мешке гильзоулавливателя помещалось до восьми стреляных гильз. Для наводки в цель спаренной установки применялись танковый телескопический прицел 9Т-7 и танковый перископический прицел ПТ4-7. Прицел 9Т-7 представлял собой прямую телескопическую трубу, в поле зрения которой были расположены прицельные шкалы и шкалы боковых поправок. В окулярной части прицела находилось перекрестие, перемещавшееся в двух взаимно-перпендикулярных направлениях с помощью двух маховиков. Для стрельбы в ночное время прицельные шкалы и перекрестие освещались электролампочками. Панорамный прицел ПТ-4-7, помимо прицеливания при стрельбе прямой наводкой из пушки и спаренного с ней пулемета, мог использоваться для кругового наблюдения из танка. Углы вертикальной наводки спаренной установки оружия составляли от -5 до +25°. Грамотная сдача персонифицированного учета любой сложности оформления. Выезд в налоговую бесплатно
В горизонтальной плоскости наводка оружия осуществлялась за счет поворота башни с помощью МПБ, который представлял собой червячно-шестеренчатый редуктор планетарного типа и устанавливался на подвижном погоне башни с левой стороны орудия. МПБ приводился в действие с помощью маховичка вручную или электромотором. Скорость вращения башни зависела от числа оборотов электромотора, который имел три ступени изменения скорости вращения. Скорость вращения башни снижалась на кренах или при увеличении нагрузки. При подъемах или кренах более 15° пользоваться электромотором МПБ запрещалось. Слева от МПБ, на верхней опоре башни, был смонтирован стопор башни, представлявший собой стопорный рычаг с зубчатой гребенкой. Для производства выстрела из пушки использовались ручной и ножной спусковые механизмы.
Второй пулемет ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в кормовой нише башни, третий - в шаровой установке, смонтированной в лобовом листе корпуса танка, четвертый - был запасным. Для наводки пулеметов ДТ, располагавшихся в шаровых установках, применялись диоптрические прицелы, которые допускали установки для стрельбы с места на дистанции 400, 600, 800 и 1000 м. Горизонтальный сектор обстрела пулеметов, располагавшихся в шаровых установках, составлял 30°. Лобовой пулемет имел угол возвышения 15°, а угол склонения - 5°. Углы вертикальной наводки тыльного пулемета находились в пределах от -12 до +12°.
Боекомплект танка состоял из 94 (на танках более позднего выпуска - 114) унитарных выстрелов к 76,2-мм пушке и 2646 патронов (42 диска) к пулеметам ДТ. Кроме того, в специальном чемодане укладки машины содержалось 25 ручных гранат Ф-1.

Танки КВ-1С из состава танковой колонны «Челябинские колхозники». Январь 1943 года.
Выстрелы к пушке располагались в 44 ящиках (чемоданах) на днище боевого отделения машины по два выстрела в каждом и в двух горизонтальных укладках по три выстрела в нише башни. Горизонтальная укладка состояла из трех лотков, соединенных между собой планками, которые крепились к специальным бонкам болтами. В каждом лотке укладывалось по одному выстрелу на трех резиновых прокладках, которые кренились двумя зажимами. Чемоданы размещались в специальных укладках на днище боевого отделения вдоль машины в два этажа, в два ряда и прикрывались сверху резиновыми ковриками. Для стрельбы из пушки применялись выстрелы 76,2-мм дивизионной пушки обр. 1939 г. и 1902/30 гг. с осколочно-фугасными гранатами и бронебойно-трассирующими снарядами. Бронебойный снаряд массой 6,51 кг на дистанции 1000 м пробивал вертикально расположенную броневую плиту толщиной 61 мм.
В четырех чемоданах, располагавшихся впереди ВКУ, размещалась часть ЗИПа и гранаты Ф-1. Чемодан под гранаты содержал 10 гранатных сумок (в 5 сумках по 3 гранаты, а в остальных - по 2 гранаты). Свободные ячейки чемодана были заполнены взрывателями к гранатам. Чемодан под гранаты был окрашен в черный цвет и имел сбоку белую надпись "гранаты". Пулеметные диски размещались в специальных рамках или гнездах: 3 магазина укладывались в линию над пушкой; 4 диска - справа от пушки; 6 дисков - над укладками выстрелов к пушке в нише башни; 4 диска - на левой стенке башни (у командира); 1 диск - левее тыльного пулемета; 5 дисков - на днище башни; 2 диска - на моторной перегородке; 4 диска - сзади сиденья стрелка-радиста; 2 диска - на спинке сиденья механика-водителя; 3 диска - на стенке укладки под выстрелами; 5 дисков - на правом борту впереди аккумуляторов и 1 диск - на корпусе кулисы; 2 диска - на правом борту корпуса перед топливным баком. Слева от командира танка крепился ящик для сигнального пистолета, который был вложен в кобуру. Ящик имел три отделения для трех цветов сигнальных ракет.
Броневая защита танка была противоснарядной, дифференцированной. Корпус танка сваривался из катаных броневых листов толщиной 20, 30, 40, 60 и 75 мм и состоял из отдельных броневых листов, соединенных между собой сваркой или болтами. Для усиления сварных швов и стыков между отдельными листами брони устанавливались угольники и накладки. Носовая часть корпуса состояла из двух гнутых броневых листов - верхнего и нижнего, сваренных между собой. Место соединения было усилено броневой накладкой, имевшей форму угольника. Нижний лист приваривался к днищу и бортам корпуса и имел в лобовой части два буксирных рыма с серьгами. Верхний лист приваривался к крыше и бортам корпуса танка. Он имел три выреза для установки шаровой опоры лобового пулемета, смотрового люка механика-водителя и антенного ввода радиостанции, прикрытого броневым стаканом. Шаровая установка лобового пулемета крепилась в вырезе верхнего листа с помощью болтов. В смотровом лючке механика-водителя устанавливались смотровой прибор и его защитное устройство - броневая крышка (пробка) со смотровой щелью. Справа к верхнему листу был приварен кронштейн для установки передней фары и звукового сигнала.
Каждый борт корпуса изготавливался из одного броневого листа. В передней части лист имел отверстие с вваренной втулкой для кривошипа направляющего колеса. В кормовой части листа было выполнено отверстие, по периметру которого приваривался воротник картера бортового редуктора. В нижней части бортового листа имелось шесть отверстий для торсионных валов.
Кормовая часть корпуса состояла из двух броневых листов (верхнего и нижнего) закругленной формы. Оба листа были приварены к бортовым броневым листам корпуса. В средней части верхний лист перекрывал нижний, образуя тем самым карман, через который выходил из корпуса танка охлаждающий воздух. Для защиты от попадания посторонних предметов в корпус танка карман был закрыт проволочной сеткой. К нижнему листу был приварен кормовой лист днища корпуса. С наружной стороны нижний лист имел два буксировочных рыма и кронштейн заднего фонаря.
Днище корпуса состояло из двух броневых листов (переднего и заднего), соединенных встык сварным швом. Соединение изнутри корпуса было усилено накладкой прямоугольного сечения. Днище имело два люка (аварийный и подмоторный) и пять отверстий, закрывавшихся пробками с резиновыми уплотнительными прокладками. Аварийный люк располагался в передней части корпуса.

Танк КВ-1С после нескольких попаданий 88-мм немецких снарядов. Курская дуга, лето 1943 года.
Крышка аварийного люка открывалась во внутрь корпуса танка. Подмоторный люк размещался в кормовой части корпуса и предназначался для доступа к водяному и масляному насосам двигателя. В центре крышки подмоторного люка имелось отверстие, закрывавшееся пробкой на резьбе и служившее для слива воды из системы охлаждения двигателя. Отверстие в средней части днища предназначалось для слива топлива из баков, а три отверстия располагавшихся в кормовой части днища, - для слива масла из коробки передач и из бортовых редукторов.
        Крыша корпуса состояла из трех броневых листов: переднего, среднего и кормового. Передний лист был приварен к верхнему броневому листу носовой части танка и бортовым листам корпуса. В передней левой части этого листа имелся люк для посадки и высадки из танка механика-водителя и стрелка-радиста. Люк закрывался броневой крышкой, кромка которой была срезана на конус для более плотного прилегания к кромке люка. Броневая крышка имела уравновешивающий и запирающий механизмы. Уравновешивающий механизм состоял из двух спиральных пружин, шарнирной петли и трех кронштейнов.
        В средней части переднего листа крыши корпуса находился большой круглый вырез для установки нижнего погона шаровой опоры башни. Нижний погон устанавливался в кольцевой расточке крыши корпуса танка и крепился ботами. С внутренней стороны на нижнем погоне были нарезаны зубья, в зацепление с которыми входила шестерня механизма поворота башни. По обеим сторонам выреза, вдоль бортов корпуса находились отверстия (по два на сторону), закрывавшиеся пробками на резьбе и предназначавшиеся для доступа к заправочным горловинам топливных и масляного баков. Средний броневой лист крыши крепился болтами к корпусу танка. В центре листа имелся люк, предназначавшийся для доступа к двигателю. Люк был закрыт броневой крышкой, которая на петлях крепилась к броневому листу крыши. В центре крышки было сделано отверстие, закрывавшееся пробкой на резьбе и предназначавшееся для заливки воды в систему охлаждения двигателя. В открытом положении крышка удерживалась тросом, закрепленным за башню. По краям среднего броневого листа вдоль бортов корпуса имелись два прямоугольных выреза, через которые внутрь танка поступал охлаждающий воздух. Сверху к кромкам выреза приваривался воротник, к которому болтами крепилась сетка, предотвращавшая попадание посторонних предметов внутрь танка. В задней части листа были сделаны два отверстия, для прохода выхлопных труб. Лист имел четыре рыма, предназначенных для его снятия и установки при ремонте механизмов двигателя.
Кормовой броневой лист крыши крепился болтами к корпусу танка. Лист имел два люка, предназначавшихся для доступа к механизмам трансмиссии. Люки закрывались броневыми крышками, которые по устройству были такими же, как крышка люка в переднем броневом листе крыши с той лишь разницей, что в них отсутствовали рукоятка поворотного диска и ременная ручка, так как открытие и закрытие крышки производилось ключом только снаружи. Лист имел четыре рыма, предназначавшихся для снятия и установки его при ремонте механизмов трансмиссии. Для удобного размещения десанта на машине на крыше отделения управления, моторного и трансмиссионного отделений, а также бортовых листах корпуса (на броневых накладках) приваривались десантные поручни.

Вернуться к тяжёлым танкам  Вернуться на главную страницу   Дальше на вторую страницу
Hosted by uCoz