После бомбардировок ГАЗ оказался в тяжелом положении - резко снизилась подача электроэнергии из-за разрушения линий электропередач, вышел из строя водопровод, а, кроме того, завод оказался без сжатого воздуха -были повреждены или разрушены 6 компрессоров общей мощностью 21000 м
3. Всего в 32 цехах выбыло из строя 5900 единиц технологического оборудования (51%), 8000 электромоторов (5620 из них полностью уничтожены), 9180 м конвейеров и транспортеров, более 300 электросварочных машин, 14000 комплектов электро- и радиоаппаратуры, 28 мостовых кранов.
В результате был остановлен выпуск автомобилей и броневиков БА-64, но производство танков, несмотря на все трудности, не прекращалось ни на день. Тем не менее, только в августе 1943 года на ГАЗе удалось перекрыть майский показатель по выпуску Т-70М. Но уже 28 августа 1943 года И. Сталин подписал постановление Государственного Комитета Обороны, согласно которому с 1 октября 1943 года ГАЗ переходил на выпуск самоходных установок СУ-76М, а производство Т-70М прекращалось. Но, используя задел по легким танкам, Горьковский автозавод дал Красной Армии в сентябре - октябре еще почти 600 Т-70М, а последняя машина этого типа была сдана представителю военной приемки в первых числах декабря. Всего за 1943 год, несмотря на серьезный ущерб от немецких бомбардировок, Горьковский автомобильный завод имени Молотова при плане 3300 Т-70М передал в войска 3348 танков и 1758 двигателей ГАЗ-203. Всего же за 1942 - 1943 года заводы №37, 38 и ГАЗ произвели
8231 танк Т-70 и Т-70М, причем последних было около 5000 штук, или более 60 %.
Элитная
стоимость лечения зубов без обмана
Говоря о Т-70, нельзя не сказать об опытных образцах, на которых испытывалось другое вооружение. Летом 1942 года в КБ завода №37 под руководством Н.А.Попова был изготовлен опытный образец танка Т-70 с 37-мм пушкой Ш-37.
В качестве основного оружия на танке была установлена 37-мм автоматическая пушка Ш-37 конструкции Б.Г. Шпитального с начальной скоростью снаряда 1000 м/с с возможностью стрельбы по воздушным целям. Конструкция автоматики пушки была основана на принципе отвода газов из канала ствола. Питание пушки - магазинное. Углы наводки по вертикали составляли от -4 до +77°. При стрельбе по наземным целям использовался телескопический прицел, по воздушным - коллиматорный прицел К-8Т. Наводка оружия на цель осуществлялось с помощью штатных приводов - шестеренчатого механизма поворота башни и винтового подъемного механизма. При движении по-походному пушка стопорилась с помощью двух специальных стоек, кренившихся на верхнем лобовом листе. В боекомплект пушки входили 200 выстрелов (10 магазинов). Дополнительно в боевом отделении укладывались один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1.
Из-за неудачной компоновки боевого отделения, машина не выдержала испытаний.
В конце 1942 года был разработан образец Т-70 с длинноствольной пушкой ВТ-42. Весной 1943 года были созданы два опытных экземпляра, которые 12 мая 1943 года поступили на Гороховецкий артиллерийский полигон. Здесь в период с 19 мая по 1 июня пушка прошла испытания в объеме 1205 выстрелов и 199 км пробегом. При этом отмечалась ее "высокая практическая и начальная скорострельность при обслуживании одним номером расчета и простота конструкции полуавтоматики". Комиссия, проводившая испытания, в своем заключении рекомендовала по устранении недостатков принять ВТ-42 на вооружение Красной Армии.
Однако к этому времени звезда Т-70 уже закатилась. Связано это было прежде всего с итогами боев июля - августа 1943 года. Так, в письме, направленном в НКТП говорилось следующее:
"Опыт кампании лета 1943 года наглядно показывает, что отечественные танковые части и соединения имеют недостаточные средства огневого сопровождения и усиления. Поэтому наступательные действия танковых войск вынужденно проводились чаще всего при отставшей артиллерии, и как следствие, без должного артиллерийского воздействия и сопровождения, и потому часто заканчивались большими потерями танковых войск.
Поскольку вооружение танка Т-70 слабо и делает его неспособным бороться с тяжелыми танками "Пантера", "Тигр" и САУ "Фердинанд", а также по причине слабой броневой защиты указанных танков, отмеченной командирами танковых частей, необходимо остановить серийный выпуск танка в пользу более необходимых армии самоходных орудий артиллерийской поддержки...
Устройство танка
Общая компоновка машины была такой же, как и у танков Т-60. Отделение управления располагалось в передней части корпуса, боевое - в средней; трансмиссионное - в передней части корпуса справа по ходу, моторное - в средней части вдоль правого борта корпуса и бензобак - в корме танка.
Экипаж Т-70 из двух человек занимал переднюю часть корпуса (механик-водитель) и башню с пространством под ней (командир). В средней части корпуса вдоль правого борта был установлен танковый двигатель ГАЗ-203. Ведущие колеса и трансмиссия танка располагались в передней части корпуса.
Вооружение танка располагалось в его башне и состояло из 45-мм танковой пушки обр. 1932/38 гг. 20К и спаренного с ней 7,62-мм пулемета ДТ, который для удобства доступа командира был сдвинут влево. Длина ствола орудия составляла 46 калибров, высота линии огня - 1540 мм. Для удобства работы командира танка орудие было смещено вправо от продольной оси башни. Пулемет монтировался в шаровой установке и в случае необходимости мог быть снят и использоваться вне танка. Углы наводки спаренной установки по вертикали составляли от -6 до +20.
Для наведения спаренной установки оружия применялись телескопический прицел ТОП (или ТМФП) и резервный механический, пригодный для ведения огня прямой наводкой в пределах до 1000 м. Прицельная дальность стрельбы из танка составляла 3600 м, максимальная - 4800 м. Скорострельность 7 -12 выстр./мин.
Спусковой механизм пушки был педальным, причем спуск пушки осуществлялся нажатием на правую ножную педаль, а пулемета - на левую. В боекомплект танка Т-70М первоначально входили 70 выстрелов (из них 20 выстрелов находились в магазине) для 45-мм пушки и 945 патронов (15 дисков) к пулемету ДТ. Дополнительно в боевом отделении машины укладывались: один 7,62-мм пистолет-пулемет ППШ с боекомплектом 213 патронов (3 диска) и 10 ручных гранат Ф-1. На машинах первых выпусков боекомплект к пушке состоял из 70 выстрелов. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 1,42 кг составляла 760 м/с, осколочного массой 2,13 кг - 335 м/с.
Бронекорпус танка первоначально изготавливался из катаных листов гомогенной брони толщиной 6, 10, 15(20), 25, 35 и 45 мм. Но, начиная с ноября 1942 г. собранные бронекорпуса подвергались закалке в сборе (по методу завода № 264), за счет чего листы получали поверхностное упрочнение и стойкость корпуса оказывалась несколько выше, чем у машин первых серий. Лобовые и кормовые листы корпуса и башни устанавливались под большими углами наклона. Борта корпуса танка состояли из двух листов, сваренных между собой. Сварной шов был усилен клепкой. Крыша корпуса состояла из подбашенного листа; съемного листа над моторным отделением и бронировки воздухопритока, смонтированной на петлях и служащей для доступа к двигателям; съемного бронелиста над радиатором, в котором имелись лючок для заправки системы охлаждения и жалюзи для выхода охлаждающего воздуха, а также двух съемных листов над отсеком топливных баков, один из которых имел две заглушки для заправки танка.
Днище корпуса было изготовлено из трех броневых листов и для обеспечения жесткости имело поперечные балки коробчатого сечения, в которых проходили торсионы подвески. В нем располагались: аварийный люк-лаз, находящийся под сиденьем механика-водителя, два малых лючка для слива масла из двигателей, два лючка для слива топлива и два лючка для доступа к шпилькам крепления водяного радиатора.
Для входа-выхода механика-водителя был предназначен люк в лобовом листе корпуса с поворотным перископическим смотровым прибором в бронекрышке (на машинах первых выпусков в крышке люка была смотровая щель с триплексом). Для облегчения открывания крышки люка применялся уравновешивающий механизм.
Схема бронирования Т-70
Кроме того, внизу справа (по ходу танка) в лобовом листе располагался люк для доступа к агрегатам трансмиссии, в нижнем же лобовом листе имелся лючок для заводной рукоятки двигателей, закрывавшийся бронекрышкой.
Сварная башня имела форму усеченной пирамиды. Она изготавливалась из броневых листов высокой твердости толщиной 35 мм и устанавливалась на шаровой опоре в средней части корпуса. Стыки башни были усилены угольниками. Лобовая часть башни имела литую или сварную качающуюся маску с амбразурами под установку пушки, пулемета и прицела. В крыше башни находился входной люк-командира танка. В броневой крышке люка устанавливался перископический смотровой прибор, обеспечивавший командиру танка круговой обзор. Для флажковой сигнализации в крышке люка имелся специальный лючок, закрывавшийся броневой заслонкой.
Силовой агрегат танка, ГАЗ-203, состоял из двух четырехтактных шестицилиндровых карбюраторных двигательных блоков типа ГАЗ-202 (ГАЗ 70-6004 - передний и ГАЗ 70-6005 - задний) суммарной мощностью 140 л.с. на общей раме, что впервые было реализовано в отечественном танкостроении. Двигательные агрегаты комплектовались карбюраторами типа "М". Коленчатые валы двигателей были соединены муфтой с упругими втулками.
Батарейная система зажигания, система смазки и топливная (кроме баков) система для каждого двигателя были независимыми. Водомасляный радиатор имел две секции для раздельного обслуживания двигателей. Система охлаждения двигателей по сравнению с системой охлаждения танка Т-60 и ранних Т-70 была существенно доработана. Водяной насос был выполнен общим для двух двигателей. В воздушной системе использовался воздухоочиститель масляно-инерционного типа.
Для ускоренного пуска двигателей зимой применялся калориферный подогреватель, работавший от переносной паяльной лампы. Котел подогревателя и водомасляный радиатор были включены в систему охлаждения. Пуск двигателей производился от двух соединенных параллельно электростартеров СТ-40 мощностью 1,3 л.с. (0,96 кВт) каждый или с помощью механизма ручной заводки.
На командирских танках (с радиостанцией) вместо стартеров СТ-40 устанавливались два стартера СТ-06 мощностью 2 л.с. (1,5 кВт). Двигатели работали на авиационном бензине КБ-70 или Б-70. Два топливных бака общей емкостью 440 л были размещены в левой части кормового отделения корпуса в изолированном броневыми перегородками отсеке. В правой части кормового отделения размещались вентилятор и радиатор системы охлаждения двигателей. Два цилиндрических глушителя размещались на правом борту за броневым прикрытием воздухопритока.
С ноября 1942 г. распоряжением НКТП радиостанциями должны были оборудоваться уже все танки Т-70М, но фактически этого не было.
Механическая трансмиссия состояла из двухдискового полуцентробежного главного фрикциона сухого трения; четырехступенчатой простой коробки передач автомобильного типа, обеспечивавшей четыре передачи переднего хода и одну передачу при движении назад; главной передачи с коническим редуктором; двух многодисковых сухих бортовых фрикционов (сталь по стали) с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух простых однорядных бортовых редукторов.
Вид в плане на шасси танка Т-70. Стрелками показаны точки смазки машины. |
Главный фрикцион и коробка передач собирались из деталей, заимствованных у грузового автомобиля ЗИС-5.
В системе подрессоривания применялись усиленная индивидуальная торсионная подвеска и ограничители хода балансиров пятых опорных катков. Роль ограничителей хода первых и третьих опорных катков играли поддерживающие катки. В состав гусеничного движителя входили два ведущих колеса со съемными зубчатыми венцами цевочного зацепления с гусеницами, десять опорных катков с наружной амортизацией и шесть цельнометаллических поддерживающих катков, два направляющих колеса с механизмами натяжения гусениц и две мелкозвенчатые гусеничные цепи. Конструкция направляющего колеса и опорного катка была унифицирована. Ширина литого трака гусеницы составляла 260 мм. Для предотвращения смещения пальцев в сторону корпуса при движении машины к картерам бортовых редукторов сверху и к днищу корпуса снизу приклепывались специальные кулаки-отбойники.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 12 В (на танках первых выпусков - 6 В). В качестве источников электроэнергии использовались две аккумуляторные батареи ЗСТЭ-112, соединенные последовательно, с напряжением 6 В и емкостью 112 А•ч и генератор ГАЗ-27А мощностью 225 Вт с реле-регулятором РРА-14. С августа 1942 г. на командирских танках стали устанавливаться генераторы ГГ-500С мощностью 380/500 Вт, а на линейных танках генератор Г-41. Командирские танки были оборудованы радиостанцией 9Р или 12РТ, размещенной в башне и внутренним переговорным устройством ТПУ-2Ф. Ни линейных танках устанавливалось светосигнальное устройство для внутренней связи командира с механиком-водителем и внутреннее переговорное устройство ТПУ-2.
В качестве противопожарного оборудования в танке использовались два ручных тетрахлорных огнетушителя.
Несмотря на то, что планировалось каждый Т-70М оснастить радиостанцией, выполнено это не было.
Боевое применение
Первыми соединениями, вооруженными только лёгкими танками Т-70, стали две отдельные танковые бригады - 157 и 162, сформированные в первой половине 1942 года в городе Муром. О штатах, по которым содержались эти бригады известно мало. В своём составе они имели по 65 танков Т-70 (1-й танковый батальон - штат №010/261, 2-й танковый батальон - штат №010/262). Бригады по такому "экзотическому" штату содержались недолго. Убыв в конце июня - начале июля 1942 года в состав действующей Красной Армии (162-я - в 25-й танковый корпус резерва Ставки ВГК, 157-я -в состав Брянского фронта) обе бригады, видимо, до своего участия в боевых действиях, перешли на новый штат №010/270.
31 июля 1942 года НКО СССР утвердил штат отдельной танковой бригады №010/270, по которому в составе бригады имелся 2-й танковый батальон (146 человек, 31 танк - 10 Т-34 и 21 Т-70) следующей организации:
- рота средних танков (10 Т-34);
- две роты лёгких танков (по 10 Т-70 в каждой);
- один Т-70 в управлении батальона.
Всего в такой бригаде имелось 53 танка (32 Т-34 и 21 Т-70) и могли как входить в состав танковых корпусов, так и быть отдельными. Штат являлся единым для всех танковых бригад Красной Армии (хотя часть бригад содержалась и после принятия этого штата по другим разнообразным штатам, вариантов которых имелось более шести).
Танк Т-70 на улице деревни Михалково. Западный фронт, август 1942 года. |
В сентябре 1942 года был утверждён штат танкового полка № 010/292. Полк такого штата мог входить в состав механизированной бригады или быть отдельным. Он включал в себя роту управления, роту технического обеспечения, хозяйственный взвод, пункт медпомощи, две роты средних танков и одну роту лёгких танков, всего 23 Т-34 и 16 Т-70. Кроме того, приказом наркома обороны СССР № 00186 от 3 сентября 1942 года предписывалось в течение сентября сформировать 15 бронебатальонов (штат №010/289) из двух рот бронемашин БА-64 и роты танков Т-70 (7 штук). Эти батальоны первоначально включались в резерв Ставки ВГК, а впоследствии придавались танковым, механизированным корпусам как средство разведки.
В ноябре 1943 года, после окончания серийного производства Т-70, утверждаются единые штаты танковой бригады № 010/500 - 010/506 (1354 человек, 65 Т-34), которые продержались до конца войны. На него, по мере выбывания Т-60 - Т-70, постепенно переводились все бригады на советских тапках. Директивой Генерального Штаба Красной Армии №Орг/3/2305 от 4 марта 1944 года все танковые полки штата №010/292 (с ротой Т-70) к 1 апреля переводились на новые штаты, согласно которым они насчитывали 21 - 35 Т-34. Таким образом, к весне 1944 года легкие танки Т-70 были исключены из штатов танковых частей Красной Армии. Однако, в некоторых бригадах эти машины использовались вплоть до конца войны. Кроме того, небольшое количество Т-70 использовалось в качестве командирских машин в самоходно-артиллерийских бригадах СУ-76М.
Впервые танки Т-70 пошли в бой в ходе оборонительных боев Красной Армии на Юго-Западном направлении в июне - июле 1942 года. Например, в составе Юго-Западном направлении в июне-июле 1942 года. Например, в составе 4-го танкового корпуса 21-й армии Юго-Западного фронта к 26 июня 1942 года имелось 145 танков, из них 29 КВ, 26 Т-34, 60 Т-60 и 30 Т-70. Однако в ходе боев по отражению немецкого наступления, начавшегося 28 июня, к 7 июля все Т-70 были потеряны.
Немцы внимательно следили за новыми образцами новой советской бронетехники. Так, среди трофейных документов 227-й пехотной дивизии был обнаружен документ следующего содержания, датированный 17 июля 1942 года:
"Сведения о новом русском танке Т-70.
Масса - 9,2 т
Длина - 4,28 м
Ширина-2,33 м
Высота - 2,04 м
Экипаж - 2 человека
Вооружение - 1 45-мм пушка и 1 пулемет ДТ, спарены.
Т-70 будто бы введен вместо Т-60. О бронировании еще не имеется точных данных (имеющиеся до сего времени показания пленных определяют толщину лобовой и башенной брони в 35 - 45 мм, кормовой и бортовой от 10 до 15 мм). Необходимо установить толщины брони у захваченного танка Т-70 и эти данные, равно как и данные о местонахождении танка, срочно донести".