Бронеавтомобиль БА-64

Автомобиль ГАЗ-64-125 имел цельносварной бронекорпус весьма рациональной формы, по конфигурации в поперечном сечении напоминающий почти правильный шестигранник минимальной площади (соответственно и забронированного объема). Все листы имели значительные углы наклона к вертикали, существенно повышающие их пулестойкость. Листов с вертикальным расположением корпус не имел. Бортовые нижние листы сохраняли плоскостность по всей длине корпуса, зрительно образуя единый, ничем не нарушаемый продольный пояс. Они нарезались из цельных бронелистов и составляли жесткий силовой каркас корпуса, к которому встык, без подкладок, приваривались мозаичные верхние участки более сложной конфигурации, замыкаемые торцевыми листами. Иногда для повышения прочности корпуса сварные швы в ответственных местах усиливались наружными накладками. В целом бронекорпус ГАЗ-64-125 был достаточно прочным, пулестойким, технологичным, хотя и очень тесным. Выкроить внутренний объем для размещения дополнительной аппаратуры было трудно, но все нужное разместили. Вход в машину водителя производился через две откидные двери, закрывающие с перекрытием (от попадания брызг свинца) трапециевидные люки в нижних боковых листах корпуса, благодаря чему верхние боковые листы, более ответственные по бронезащите, не ослаблялись вырезами. Стрелок-командир попадал внутрь машины чаще всего через верхний люк башни. В ней же он постоянно и находился на марше, стоя на сидении. В отделении управления низкое сидение водителя с жесткой спинкой крепилось непосредственно к полу по центру машины, за коробкой передач. Перед ним была очень скромная (по сравнению с БА-20) приборная доска с немногочисленными указателями (спидометр и аэротермометр), контрольной лампой работы генератора, выключателями (тумблерами) от ГАЗ-42, кнопками управления карбюратором и стартером, штепсельной розеткой переносной лампы. Управлять машиной было не очень удобно, особенно в зимней обуви (валенках) педалями тормоза и акселератора. Впоследствии с февраля 1943 года их несколько разнесли по сторонам. Для наблюдения водителя по курсу в переднем наклонном лобовом листе по центру машины имелся смотровой люк, закрываемый подъемным бронещитком с верхними петлями. Он фиксировался (вначале не очень надежно) как в открытом положении - при езде в небоевой обстановке, для чего даже хотели поставить съемное ветровое стекло со стеклоочистителем, так и в опущенном, плотно закрытом. В этом случае наблюдение велось через горизонтальную щель в щитке, снабженную пуленепробиваемым зеркальным смотровым прибором («триплексом») от танка Т-60. Его съемный стеклоблок в случае повреждения мог быть быстро заменен одним из четырех запасных. Смотровая щель защищалась сверху козырьком и могла быть перекрыта бронезадвижкой, скользящей в горизонтальных направляющих. Опыт фронтовой эксплуатации показал недостаточность для водителя только переднего смотрового прибора (на БА-20 они были и по бокам), поэтому с 25 мая 1943 года на серийных БА-64 ввели на верхних бортах отделения управления дополнительные боковые лючки с поворотными крышками. Они не имели пулестойких смотровых приборов, но позволяли водителю в случае необходимости вести огонь из личного или автоматического оружия изнутри машины. Для снижения температуры воздуха в отделении управления (летом она доходила до 60°), вызванной непосредственной близостью к двигателю и к его выпускной системе, на переднем крае крыши по всей ее ширине летом 1942 года был установлен верхний бронированный воздухозаборник в виде козырька, заметно улучшивший в движении вентиляцию корпуса. Двери отделения управления - справа и слева от водителя, открывались для удобства, но вопреки целесообразности защиты экипажа против хода машины - назад и частично вниз. И, тем не менее ввиду их малых размеров вход был затруднен. Двери запирались изнутри и снаружи. Их внутренние поверхности использовались для крепления инструментальных карманов - в ограниченном внутреннем объеме не пропадало ничего. В этом тоже заключалось искусство компоновщиков, где учитывалась каждая мелочь, а их, как известно, в технике нет.

Бронеавтомобиль БА-64Б проходил испытания в качестве штатной боевой техники воздушно-десантных войс. В 1943 году была осуществлена подвеска этой машины под бомбардировщиком ТБ-3.
Запасной (десантный) люк в полу для аварийного выхода экипажа вниз (как на БА-20) отсутствовал - не было места и особой необходимости. Изнутри отделения управления и боевое покрывалось белой краской, как было принято в бронетанковой технике. Мотоотсек размещался в передней низкой части корпуса. Он имел жесткий, со всех сторон замкнутый объем, ослабленный только верхним люком с откидывающейся (вверх-назад) бронекрышкой. Для доступа к двигателю этого было достаточно. В средней части крышки люка, начиная с осени 1942 года, пришлось сделать козырек регулируемого воздухопритока для продувки и дополнительного охлаждения мотоотсека. На опытном образце в бронелисте верхней лобовой части мотоотсека были сделаны мелкопластинчатые жалюзи. На серийных машинах для улучшения защиты радиатора этот лист выполнен цельным, с большим наклоном к вертикали и с хорошей пулестойкостью, а жалюзи сохранены только в нижней лобовой части. Они состояли из взаимно перекрывавших друг друга с передней проекции 4 широких броневых пластин толщиной 6 мм, защищавших радиатор и пропускавших в целом достаточный поток воздуха для его охлаждения. Пришлось их сделать нерегулируемыми (вначале хотели поворотными с управлением с места водителя), чтобы не усложнять и так непростое производство. Бронекорпус ГАЗ-125 имел полную длину 3460 мм, максимальную ширину 1440 мм, высоту боевого отделения 1100 мм. Высота его пола над уровнем дороги - 455 мм (как на ГАЗ-64). Корпус жестко крепился к раме в 8 точках, демонтаж его в полевых условиях не вызывал затруднений. Крылья простейшей формы гнули из кровельного железа, они были недостаточно жесткими и часто провисали. Серьезное опасение вызывала повышенная пожароопасность бензобака, размещенного внутри корпуса в непосредственной близости от экипажа. Однако для надежной изоляции его от боевого отделения пожарной перегородкой (экраном) не было места. В этой ситуации мог помочь только расположенный рядом большой огнетушитель (от танка Т-60).
Бронезащита корпуса (толщина листа/угол наклона его к вертикали) была дифференцированной и достаточно продуманной: лоб корпуса (и крышка смотрового люка) - 15 мм/40° (на первых образцах - 12 мм/40°); борта корпуса, верх боевого отделения и низ по всей длине - 9 мм/30°. Впоследствии, когда военные посчитали толщину нижнего бортового листа и дверей завышенной, неоправданной тактическими соображениями и лишь утяжеляющей машину, этот размер был уменьшен до 7 мм. Лоб мотоотсека: верхний лист - 9 мм/52,5°; средний лист - 9 мм/32°; нижние жалюзи - 6 мм/30°; верхний борт мотоотсека - 6 мм/30°; крышка мотоотсека - 6 мм/84°; корма корпуса: верх - 9 мм/30°; низ - 6 мм/35°. Толщина листов крыши и верхнего воздухозабора - 6 мм. Корпус обеспечивал надежную защиту от поражения не бронебойными пулями нормального калибра всех мест с любых дистанций и курсовых углов, бронебойными пулями - только боевого отделения (кроме нижних кормовых листов) с любой дистанции, крупнокалиберными пулями - лобовой части боевого отделения (его броневой эквивалент был солидным - 19,6 мм) со всех дистанций, остальных лобовых листов - от 500 м, а также от крупных осколков мин и гранат. Бронебойными крупнокалиберными пулями лоб не пробивался с дистанции от 800 м. По своей бронезащите БА-64 существенно превосходил все отечественные довоенные бронеавтомобили и не уступал аналогичным немецким. Более современная тонкостенная броня «77», примененная позже, обеспечивала еще лучшие защитные свойства. Башня боевого отделения располагалась в задней части корпуса. Она имела асимметричную конусообразную граненую форму, составленную из восьми плоских трапецеидальных бронелистов различных размеров толщиной 9 мм (впоследствии 10 мм), расположенных под углом 30° к вертикали. Высота башни - 290 мм (первоначально 275 мм, хотели увеличить на 50 - 70 мм), максимальная длина (по оси вооружения) - 1070, предельная ширина - 960 мм. В переднем лобовом листе башни была прорезана открытая сверху амбразура (с окантовкой для сохранения жесткости), служащая для вертикального перемещения ствола пулемета с выходом его за пределы башни, а также для наблюдения стрелка вперед. В боковых листах башни имелись две горизонтальные смотровые щели, закрываемые бронезаслонками и защищенные сверху козырьками (только на машинах первых серий). Изнутри перед щелями устанавливались пуленепробиваемые зеркальные смотровые приборы, аналогичные водительскому.


Радийный БА-64 с креплением антенны внутри башни. Район Ворошиловграда, июль 1943 года.

Полноповоротная башня с помощью трех трубчатых кронштейнов (двух боковых и одного продольного, служащего и для установки пулемета) через соединительную литую головку крепилась к вертикальной оси, вращавшейся в подшипниках (две втулки и упорная шайба) конусной колонки, сваренной из тонкостенного листа. Колонка крепилась к полу корпуса по центру башенного отверстия - все, как на немецком Sd.Kfz.221. Ввиду некоторой нежесткости такого поворотного устройства, снижающей точность стрельбы из пулемета, позже на крыше корпуса были установлены четыре дополнительных равнорасполо-женных опорных ролика, на которые башня опиралась своим нижним фланцем. Это резко повысило ее устойчивость относительно корпуса и соответственно - точность стрельбы. Для защиты при обстреле 5-мм стыка переднего сектора крыши и торца башни ввели бруствер, составленный под углом из двух стальных уголков с толщиной стенки 6 мм. Башня поворачивалась стрелком вручную без применения специальных шестеренных механизмов и могла стопориться в любом положении рукояткой фрикционного тормоза (зажима). В походном положении башня жестко фиксировалась от поворота специальным стопором. Сидение стрелка мотоциклетного типа могло регулироваться по высоте путем перемещения вдоль трубы, в свою очередь прикрепленной к головке оси башни, и фиксироваться зажимом.
Введенная первоначально спинка оказалась бесполезной и была снята. Иногда стрелок сидел просто на брезентовых лямках, прикрепленных к бортам башни. Башня крыши не имела и для защиты от ручных гранат вначале, на машинах апрельского - майского выпуска 1942 года, накрывалась, как на немецких бронеавтомобилях, двумя сетчатыми рамами, откидывающимися по сторонам при зенитной стрельбе и в движении по-походному (положение командира - стоя в башне). Сетки оказались неудобными, бесполезными и уже с 19 июня не ставились. Для защиты от осадков верх башни (люк) закрывался брезентом, а пулемет зачехлялся.
Вооружение легкого бронеавтомобиля БА-64 было сравнительно слабым - танковый пулемет ДТ образца 1929 года, по своей баллистике соответствовал ручному пехотному ДП. На такую бронемашину, снабженную специализированной жесткой турелью для крепления оружия, напрашивалась установка более солидного и эффективного станкового пулемета, например ДС образца 1939 года (имелся на заводе), но из-за недостатка места в башне применение его оказалось проблематичным.
Выдвижной, регулируемый по длине металлический приклад ДТ повышал удобство ведения огня и не стеснял пребывания стрелка в башне во время марша. Для этих же целей ось ствола пулемета была смещена вправо относительно центра башни приблизительно на 120 мм.

Бронеавтомобиль БА-64Б на боевой позиции.
1943 год.
Для лучшей защиты мушка диоптрического прицела (с предохранительным кольцом) крепилась не на конце ствола, а на специальном кронштейне у ствольной коробки. Прицельная стрельба по наземным целям велась на фиксированных дистанциях 400, 600, 800 и 1000 м. Предельная дальность стрельбы была невелика - 1500 м. Ствол пулемета крепился с помощью хомута в вилке головки стойки с вертикальным шарниром, обеспечивающим ему при стрельбе по наземным и зенитным целям углы возвышения до 54°, снижения - до 36°. Однако неустранимые люфты в креплении ДТ уменьшали точность его боя. Стойка могла вертикально перемещаться в кронштейне, приваренном к передней части продольной трубы крепления башни. Для этого на ней была нарезана зубчатая рейка, что позволяло вращением рукоятки со сцепленной с рейкой шестерней изменять по высоте (и автоматически фиксировать на любом промежуточном уровне) положение пулемета или полностью поднимать его за верхний обрез башни при зенитной стрельбе. В этом случае стрельба велась с помощью кольцевого прицела на дистанцию (по высоте) 500 м. К пулемету придавались съемные сошки, позволявшие использовать его в случае необходимости и вне бронеавтомобиля. Сбор стреляных гильз производился в брезентовый мешок с пружинной застежкой, размещенный под ствольной коробкой. Боекомплект пулемета состоял из 20 дисков (1260 патронов), размещенных на стеллажах по бортам боевого отделения: 12 дисков справа, 7 - слева (один - на пулемете). На радийных БА-64 первых выпусков боекомплект сокращался на 3 диска - часть места для правых стеллажей занимала довольно громоздкая радиостанция. Она ставилась далеко не на всех машинах - за годы войны в среднем только 41,5% выпущенных, хотя полагалась каждой. Были периоды (апрель - июль 1942 года и июнь 1943 года), когда радийные БА-64 вообще не выпускались. Это объясняется не только дефицитностью средств связи в годы войны, но и низким качеством и малой эффективностью их, непомерными габаритами и массой. Применявшиеся на БА-64 приемопередаточные радиостанции типа РБ-64-142200 (обозначение ГАЗ) или приблизительно равноценные по своим характеристикам 12-РП поставлялись горьковским радиозаводом № 197, соответственно в дюралевом и деревянном ящиках, с отдельной упаковкой питания. Они могли действовать в режиме телефона (дуплексная связь) на дальность 8-15 км (в зависимости от рельефа местности или наличия лесных препятствий) и телеграфа - на дистанции до 30 км. На рации работал, держа в руках микротелефонную трубку, стрелок-командир. Дальность и качество связи решающим образом зависело от высоты антенны. Для РБ-64 она была 1,7 м (5 складных штырей со звездочкой наверху), для 12-РП - 2,2 м (6 штырей с метелкой), Громоздкость и легкая уязвимость антенн исключали возможность работы рации в движении, что существенно ограничивало эффективность ее применения. В результате радиостанциями на БА-64, если они и были, пользовались редко. К тому же емкости батарей хватало всего на 20 часов работы на приеме и 6 часов - на передачу. С 10 октября 1944 года машины начали комплектоваться модернизированными радиостанциями 12-РПБ с низкой танковой антенной и более удобным, чем телефонная трубка, шлемофоном. Ими можно было пользоваться и в движении машины - как в танке. Размещение рации и ее питание на колонке башни позволило восстановить величину боекомплекта пулемета до штатной. Кроме него в машине размещалось на стеллажах 6 ручных гранат ф-1, а экипаж имел и личное оружие, вплоть до автоматов. На корпусе снаружи крепился шанцевый инструмент (лом, топор, пила, лопата) - полностью, как и аптечка, от танка Т-60. Из-за отсутствия места запасных пулемета и аккумулятора (как на БА-20) не было. Бронеавтомобиль БА-64 имел следующие тактико-технические данные: боевая масса - в среднем 2360 кг (нагрузка на переднюю ось - 925 кг, на заднюю - 1435 кг), погрузочная масса (без команды, горючего, боекомплекта, воды и инструмента) - 1995 кг; длина полная - 3675 мм, ширина (по крыльям) - 1530 мм, высота - 1850 мм; база - 2100 мм, передний свес - 520 мм; колея передних колес - 1290 мм, задних - 1245 мм; минимальный клиренс (под картером ГП заднего моста) - 236 мм, под картером РК - 310 мм; угол переднего въезда - 67°, угол заднего съезда по раме - 45°, по буксирному устройству - 37°; минимальный радиус поворота по переднему наружному колесу - 6,3 м; среднее удельное давление задних колес на грунт (без их погружения) - 2,7 кгс/см2; мощность двигателя (ГАЗ-64) - 50-52 л.с. при 2800 об./мин. Для уточнения тактико-технических характеристик, проверки ходовых качеств, прочности и выявления дефектов сборки 13-31 мая 1942 года были проведены в районе города Горького заводские испытания трех бронеавтомобилей БА-64 установочной партии апрельской сборки общим пробегом 1426 км, из них по проселочным и грязным дорогам - 399 км, по тяжелому бездорожью - 148 км. Оно заключалось в езде на шинах «ГК» по песку, по пашне, по заболоченному лугу, лесному бездорожью, по кочкам, в преодолении бродов и профильных препятствий. Случаев застревания, кипения воды в двигателях и использования посторонней помощи в пути не было. Максимальная скорость на асфальтированном шоссе свободно достигала 80 км/ч при средней скорости 45 км/ч. По булыжному шоссе и проселку - соответственно 32 км/ч и 15 - 22 км/ч. Расход топлива (на 100 км по шоссе составлял 18 - 20 л, по булыжнику - 28,5 л, по среднему сухому проселку - 26 - 27 л, по грязи и бездорожью - до 35 л. Но даже в этом случае запас хода достигал 250 км - достаточный для суточных боевых действий без дозаправки. Максимальный подъем в 34° преодолевался на первой передаче только по твердому грунту.

Узкоколейный броневик с десантом на улице г.Кривой Рог. 20 февраля 1944 года.
Возможно, что преодолели бы и более крутой подъем, но именно такой вымеренный уклон с твердым грунтом и удобными подходами был в знаменитом овраге между деревнями Великий Враг и Зименки Кстовского района, обычного места испытаний спецавтомобилей ГАЗ еще с довоенных времен. В войну там же испытывали и легкие танки завода, также получавшие для своих ТТХ предельный подъем в 34°. По суглинку со слабым слоем дерна на 26-м метре аналогичного подъема БА-64 начинал буксовать (из-за недостаточной плотности грунта) и движение прекращалось. При этом запас мощности двигателя (точнее крутящего момента) полностью не использовался. Подъем в 22° с двухметровым 30°-м выходом в конце преодолевался свободно на второй передаче. На песчаных участках, имеющих подъемы до 10°, движение на второй и третьей передачах производилось совершенно надежно, трогание с места не вызывало затруднений.
БА-64 преодолевал песчаный подъем до 20°с ходу на второй передаче. Попытка взятия на мелком сыпучем песке подъема в 25° заканчивалась на 22-м метре - колеса пробуксовывали и закапывались. Проверка на сползание и боковую устойчивость на кренах показала, что косогор в 18° БА-64 проходит на скорости 15 км/ч без бокового скольжения и совершенно устойчиво. На сухом травянистом косогоре в 20° начиналось незначительное сползание задних колес в сторону уклона, однако, устойчивость сохранялась и опрокидываний не было. Тем не менее, боковая устойчивость БА-64 при его сравнительно узкой колее и высоком расположении центра тяжести оценивалась как не совсем удовлетворительная (по неопытности был один случай опрокидывания). В эксплуатации боковой крен разрешался не свыше 17°. Иногда его превышали с аварийными последствиями. Брод глубиной 0,7 м с супесчаным фунтом и большим дерновым слоем, который обычно прорывался колесами по высоте до 100 мм, БА-64 преодолевал после подготовки (снятие ремня вентилятора) свободно на первой и второй передачах. Глубина брода с твердым грунтом могла достигать 0,85 м. Правда, при этом вода через сапун и другие неплотности попадала в картер двигателя, но это не приводило к его остановке. Машина переходила через окоп шириной до 0,5 м и преодолевала стенку высотой 0,4 м. Движение по влажной пашне (после непрерывного двухдневного дождя) даже на холмистых ее участках происходило при включенном переднем мосту совершенно надежно. Поездки по лугу, покрытому большими кочками и ямами глубиной до 0,8 м, вызывали непрерывные максимальные перекосы мостов с вывешиванием колес, нехарактерные даже для тяжелой фронтовой эксплуатации. Тем не менее, застреваний не было, а подвеска в этих экстремальных условиях показала свою удовлетворительную прочность (было несколько поломок коренных листов передних рессор по технологическим причинам). Отмечена недоброкачественность изготовления и сборки гидроамортизаторов, их низкая эффективность. Все остальные дефекты в основном были производственного характера и поддавались устранению. Наблюдавшаяся очень высокая температура в отделении управления потребовала быстрого ввода верхнего воздухозаборника - «козырька» и теплового экранирования глушителя (с января 1943 года). 11 и 13 июня провели проверку (обстрелом) пулестойкости бронекорпуса и башни. Сохранилась киносъемка этих испытаний (оператор ГАЗ - П.М. Оппенгейм) - по целеуказаниям В.А. Грачева офицер-пулеметчик обстреливает из ДТ стоящий в 50 м БА-64 без видимых для него последствий.

стр.1     1 страница   3 страница    стр.3
Hosted by uCoz