Выдвижной, регулируемый по длине металлический приклад ДТ повышал удобство ведения огня и не стеснял пребывания стрелка в башне во время марша. Для этих же целей ось ствола пулемета была смещена вправо относительно центра башни приблизительно на 120 мм.
Бронеавтомобиль БА-64Б на боевой позиции. 1943 год. |
Для лучшей защиты мушка диоптрического прицела (с предохранительным кольцом) крепилась не на конце ствола, а на специальном кронштейне у ствольной коробки. Прицельная стрельба по наземным целям велась на фиксированных дистанциях 400, 600, 800 и 1000 м. Предельная дальность стрельбы была невелика - 1500 м. Ствол пулемета крепился с помощью хомута в вилке головки стойки с вертикальным шарниром, обеспечивающим ему при стрельбе по наземным и зенитным целям углы возвышения до 54°, снижения - до 36°. Однако неустранимые люфты в креплении ДТ уменьшали точность его боя. Стойка могла вертикально перемещаться в кронштейне, приваренном к передней части продольной трубы крепления башни. Для этого на ней была нарезана зубчатая рейка, что позволяло вращением рукоятки со сцепленной с рейкой шестерней изменять по высоте (и автоматически фиксировать на любом промежуточном уровне) положение пулемета или полностью поднимать его за верхний обрез башни при зенитной стрельбе. В этом случае стрельба велась с помощью кольцевого прицела на дистанцию (по высоте) 500 м. К пулемету придавались съемные сошки, позволявшие использовать его в случае необходимости и вне бронеавтомобиля. Сбор стреляных гильз производился в брезентовый мешок с пружинной застежкой, размещенный под ствольной коробкой. Боекомплект пулемета состоял из 20 дисков (1260 патронов), размещенных на стеллажах по бортам боевого отделения: 12 дисков справа, 7 - слева (один - на пулемете). На радийных БА-64 первых выпусков боекомплект сокращался на 3 диска - часть места для правых стеллажей занимала довольно громоздкая радиостанция. Она ставилась далеко не на всех машинах - за годы войны в среднем только 41,5% выпущенных, хотя полагалась каждой. Были периоды (апрель - июль 1942 года и июнь 1943 года), когда радийные БА-64 вообще не выпускались. Это объясняется не только дефицитностью средств связи в годы войны, но и низким качеством и малой эффективностью их, непомерными габаритами и массой. Применявшиеся на БА-64 приемопередаточные радиостанции типа РБ-64-142200 (обозначение ГАЗ) или приблизительно равноценные по своим характеристикам 12-РП поставлялись горьковским радиозаводом № 197, соответственно в дюралевом и деревянном ящиках, с отдельной упаковкой питания. Они могли действовать в режиме телефона (дуплексная связь) на дальность 8-15 км (в зависимости от рельефа местности или наличия лесных препятствий) и телеграфа - на дистанции до 30 км. На рации работал, держа в руках микротелефонную трубку, стрелок-командир. Дальность и качество связи решающим образом зависело от высоты антенны. Для РБ-64 она была 1,7 м (5 складных штырей со звездочкой наверху), для 12-РП - 2,2 м (6 штырей с метелкой), Громоздкость и легкая уязвимость антенн исключали возможность работы рации в движении, что существенно ограничивало эффективность ее применения. В результате радиостанциями на БА-64, если они и были, пользовались редко. К тому же емкости батарей хватало всего на 20 часов работы на приеме и 6 часов - на передачу. С 10 октября 1944 года машины начали комплектоваться модернизированными радиостанциями 12-РПБ с низкой танковой антенной и более удобным, чем телефонная трубка, шлемофоном. Ими можно было пользоваться и в движении машины - как в танке. Размещение рации и ее питание на колонке башни позволило восстановить величину боекомплекта пулемета до штатной. Кроме него в машине размещалось на стеллажах 6 ручных гранат ф-1, а экипаж имел и личное оружие, вплоть до автоматов. На корпусе снаружи крепился шанцевый инструмент (лом, топор, пила, лопата) - полностью, как и аптечка, от танка Т-60. Из-за отсутствия места запасных пулемета и аккумулятора (как на БА-20) не было. Бронеавтомобиль БА-64 имел следующие тактико-технические данные: боевая масса - в среднем 2360 кг (нагрузка на переднюю ось - 925 кг, на заднюю - 1435 кг), погрузочная масса (без команды, горючего, боекомплекта, воды и инструмента) - 1995 кг; длина полная - 3675 мм, ширина (по крыльям) - 1530 мм, высота - 1850 мм; база - 2100 мм, передний свес - 520 мм; колея передних колес - 1290 мм, задних - 1245 мм; минимальный клиренс (под картером ГП заднего моста) - 236 мм, под картером РК - 310 мм; угол переднего въезда - 67°, угол заднего съезда по раме - 45°, по буксирному устройству - 37°; минимальный радиус поворота по переднему наружному колесу - 6,3 м; среднее удельное давление задних колес на грунт (без их погружения) - 2,7 кгс/см2; мощность двигателя (ГАЗ-64) - 50-52 л.с. при 2800 об./мин. Для уточнения тактико-технических характеристик, проверки ходовых качеств, прочности и выявления дефектов сборки 13-31 мая 1942 года были проведены в районе города Горького заводские испытания трех бронеавтомобилей БА-64 установочной партии апрельской сборки общим пробегом 1426 км, из них по проселочным и грязным дорогам - 399 км, по тяжелому бездорожью - 148 км. Оно заключалось в езде на шинах «ГК» по песку, по пашне, по заболоченному лугу, лесному бездорожью, по кочкам, в преодолении бродов и профильных препятствий. Случаев застревания, кипения воды в двигателях и использования посторонней помощи в пути не было. Максимальная скорость на асфальтированном шоссе свободно достигала 80 км/ч при средней скорости 45 км/ч. По булыжному шоссе и проселку - соответственно 32 км/ч и 15 - 22 км/ч. Расход топлива (на 100 км по шоссе составлял 18 - 20 л, по булыжнику - 28,5 л, по среднему сухому проселку - 26 - 27 л, по грязи и бездорожью - до 35 л. Но даже в этом случае запас хода достигал 250 км - достаточный для суточных боевых действий без дозаправки. Максимальный подъем в 34° преодолевался на первой передаче только по твердому грунту.
Узкоколейный броневик с десантом на улице г.Кривой Рог. 20 февраля 1944 года. |
Возможно, что преодолели бы и более крутой подъем, но именно такой вымеренный уклон с твердым грунтом и удобными подходами был в знаменитом овраге между деревнями Великий Враг и Зименки Кстовского района, обычного места испытаний спецавтомобилей ГАЗ еще с довоенных времен. В войну там же испытывали и легкие танки завода, также получавшие для своих ТТХ предельный подъем в 34°. По суглинку со слабым слоем дерна на 26-м метре аналогичного подъема БА-64 начинал буксовать (из-за недостаточной плотности грунта) и движение прекращалось. При этом запас мощности двигателя (точнее крутящего момента) полностью не использовался. Подъем в 22° с двухметровым 30°-м выходом в конце преодолевался свободно на второй передаче. На песчаных участках, имеющих подъемы до 10°, движение на второй и третьей передачах производилось совершенно надежно, трогание с места не вызывало затруднений.
БА-64 преодолевал песчаный подъем до 20°с ходу на второй передаче. Попытка взятия на мелком сыпучем песке подъема в 25° заканчивалась на 22-м метре - колеса пробуксовывали и закапывались. Проверка на сползание и боковую устойчивость на кренах показала, что косогор в 18° БА-64 проходит на скорости 15 км/ч без бокового скольжения и совершенно устойчиво. На сухом травянистом косогоре в 20° начиналось незначительное сползание задних колес в сторону уклона, однако, устойчивость сохранялась и опрокидываний не было. Тем не менее, боковая устойчивость БА-64 при его сравнительно узкой колее и высоком расположении центра тяжести оценивалась как не совсем удовлетворительная (по неопытности был один случай опрокидывания). В эксплуатации боковой крен разрешался не свыше 17°. Иногда его превышали с аварийными последствиями. Брод глубиной 0,7 м с супесчаным фунтом и большим дерновым слоем, который обычно прорывался колесами по высоте до 100 мм, БА-64 преодолевал после подготовки (снятие ремня вентилятора) свободно на первой и второй передачах. Глубина брода с твердым грунтом могла достигать 0,85 м. Правда, при этом вода через сапун и другие неплотности попадала в картер двигателя, но это не приводило к его остановке. Машина переходила через окоп шириной до 0,5 м и преодолевала стенку высотой 0,4 м. Движение по влажной пашне (после непрерывного двухдневного дождя) даже на холмистых ее участках происходило при включенном переднем мосту совершенно надежно. Поездки по лугу, покрытому большими кочками и ямами глубиной до 0,8 м, вызывали непрерывные максимальные перекосы мостов с вывешиванием колес, нехарактерные даже для тяжелой фронтовой эксплуатации. Тем не менее, застреваний не было, а подвеска в этих экстремальных условиях показала свою удовлетворительную прочность (было несколько поломок коренных листов передних рессор по технологическим причинам). Отмечена недоброкачественность изготовления и сборки гидроамортизаторов, их низкая эффективность. Все остальные дефекты в основном были производственного характера и поддавались устранению. Наблюдавшаяся очень высокая температура в отделении управления потребовала быстрого ввода верхнего воздухозаборника - «козырька» и теплового экранирования глушителя (с января 1943 года). 11 и 13 июня провели проверку (обстрелом) пулестойкости бронекорпуса и башни. Сохранилась киносъемка этих испытаний (оператор ГАЗ - П.М. Оппенгейм) - по целеуказаниям В.А. Грачева офицер-пулеметчик обстреливает из ДТ стоящий в 50 м БА-64 без видимых для него последствий.
стр.1 |
| стр.3 |